В пятницу, 25 июня, завершилась программа PI School — первой в ИТМО школы для будущих ведущих исследователей (Principal Investigators). Одним из идеологов школы выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, он встретился с участниками на церемонии открытия и на защитах дорожных карт.
PI School собрала в Петербурге кандидатов наук, которые представляют около 30 регионов России. В течение пяти дней эксперты академического сообщества рассказывали участникам школы о различных аспектах построения лаборатории нового поколения: научной составляющей и привлечении молодых талантов, о новых приемах администрирования научно-исследовательских проектов, о вопросах сотрудничества с индустрией и создания востребованных образовательных программ.
«Все участники отметили, что это очень крутое мероприятие, что оно попало в запрос, — рассказала одна из организаторов мероприятия Полина Хапаева. — Многие признавались, что результат даже превзошел ожидания. Участники поблагодарили за то, что мы пригласили ученых разных направлений. В результате прямо в рамках школы рождаются новые идеи, проекты. Впрочем, в полной мере результат мы увидим позднее».
В последний день участники школы представили дорожные карты и рассказали, как они в течение пяти лет планируют создавать научный коллектив мирового уровня.
Корреспондент ITMO.NEWS встретился с участниками школы и узнал об их впечатлениях.
Антон Попов, Институт теоретической и экспериментальной биофизики в городе Пущино (наукоград в Московской области)
В последнее время я часто думал о создании своей лаборатории — размышлял, куда двигаться дальше. Сейчас у меня есть определенный задел, есть люди, которыми я руковожу. Мы занимаемся исследованием различных видов биологической активности и эффективностью различных нано- и биоматериалов, которые можно применять в противоожоговой, радиационной биомедицине, для клеточных технологий. Однако это пока не лаборатория.
В какой-то момент мне пришло письмо с информацией о PI School. Я посмотрел, что можно поехать в Питер, послушать ровно о том, над чем я сам думаю, возможно, узнать какие-то лайфхаки, с помощью которых можно все грамотно выстроить. Поэтому я быстро сделал заявку, записал видео.
В целом, от школы у меня одни положительные эмоции. Все организовано очень хорошо, лекторы делятся видением общей ситуации, перспектив развития, политики государства в отношении науки. Говорят, как все может развиваться, как можно двигаться вперед, быть во фронтире.
Для себя я вынес как минимум два стопроцентных лайфхака для стартапа, который я сейчас развиваю. Ну и, конечно, самое важное — это нетворкинг. Здорово находиться в такой высокой концентрации людей с широкой экспертизой в области естественнонаучных дисциплин. Все ребята молодые, активно занимаются наукой, мы перезнакомились. Так создается сеть контактов, которая позволит нам двигаться дальше.
Александр Квашнин, Сколковский институт науки и технологии
С начала этого года я стал более активно задумываться о том, какие есть механизмы для создания своей группы, лаборатории и так далее. Я начал участвовать в различных проектах по лидерским качествам. И тут кто-то из знакомых в ИТМО запостил в Facebook объявление об этой школе. Я посмотрел: школа PI, научные лидеры, интересные эксперты — решил подать мотивационное письмо.
Большинство ситуаций, о которых говорили в течении недели в рамках школы, я уже прошел. Я чуть-чуть подальше прошел [в процессе создания лаборатории], чем многие, кто здесь собрались. Но все равно что-то новое узнал, и, главное, школа показала мне, что я в принципе двигаюсь в правильном направлении. В плане организации школы — формат интересный, сделано все достаточно неплохо.
Я работаю в области компьютерного предсказания новых материалов и моделирования их свойств. А конкретно [свою будущую] лабораторию я вижу именно направлении моделирования новых материалов с заданным набором свойств в приложениях для индустрии. То есть делать некую связку между фундаментальной теоретической наукой и индустрией.
Пока для меня одна из сложностей — начать диалог с индустрией. Это не так просто, нужно иметь некий опыт. И как раз тут, на PI School, я для себя подчеркнул некоторые моменты, которые можно использовать. Главный из них — нужно идти и пробовать, разговаривать со всеми потенциальными партнерами, которых нашел. Не собирать список из десяти возможных партнеров, выбирать из них самых крутых и только тогда с ними связываться. Нужно говорить со всеми, а дальше выбирать из тех, кто согласится.
Алина Кузьмина, Иркутский национальный исследовательский технический университет
Сейчас я являюсь научным руководителем лаборатории физических свойств микро- и наноструктур. На данный момент мы развиваем два направления: разработка тонких пленок для спиновой электроники и разработка высокотемпературных сверхпроводников.
О школе в ИТМО я узнала от проректора по научной работе в нашем университете. Он со мной связался и сказал: «Алина — ты тот человек, которого мы хотим делегировать на это мероприятие».
На самом деле PI School — это уникальная возможность узнать о том, как формировать коллектив. Также здесь я смогла критически подойти к тем направлениям, которыми мы занимаемся в лаборатории. Возможно, по приезду в Иркутск, я хотела бы заниматься более междисциплинарными исследованиями, в том числе, возможно, с участниками школы PI.
Мы нашли близкие контакты по тематикам, близкие направления исследований, которые могут быть реализованы в крупные проекты.
Сергей Старинский, Институт теплофизики Сибирского отделения РАН, Новосибирский государственный университет
О школе PI я узнал по рекомендации от коллеги. Я ознакомился с сайтом школы, мне стал интересен круг задач и вопросов, с которыми я смогу ознакомиться на этом мероприятии. Это стало поводом собраться в кучу, подготовить документы, видеообращение и так далее.
Меня интересует работа с применением различных физических и физико-химических методик для создания материалов с уникальными свойствами. С использованием лазерного излучения. В этой области я и хочу продвигаться в дальнейшем, если мне все же посчастливится создать лабораторию. Где именно создавать эту лабораторию — в университете или институте — я пока сказать не могу. Плюсы и минусы есть в обоих вариантах.
В PI School я получил прямые ответы на ряд вопросов, привязанных к моей конкретной ситуации. Кроме того, школа позволила мне пересмотреть свои подходы к развитию моей научной группы. У меня потерялся страх перед тем, чтобы больше набрать молодых ребят, появилась идея обратиться к возможности взаимодействия с индустрией. Также я вынес для себя важные моменты относительно правильного администрирования своей группы.
Сергей Рязанский, Институт молекулярной генетики
О школе в ИТМО я узнал из объявления, которое у нас внизу в институте повесили. Я написал и прошел по отбору. Почему решил податься? Сама идея школы уникальна для России, я вообще не припомню, чтобы что-то подобное было бы где-то у нас. Было интересно поучаствовать, послушать мнения людей.
Вторая причина — мне интересен вуз ИТМО. Раньше я знал об этом вузе как о месте, где живут супер-программисты. Я с удивлением узнал, что здесь есть химико-биологический кластер. Захотелось посмотреть, что это такое, как тут люди работают и живут.
Школа оказалась очень полезной, она позволила структурировать знания, которые были и до этого. Во-вторых, она позволила вытащить из подсознания то, что там сидело, и сейчас этим можно оперировать более свободно, на уровне более осмысленных проектов. Наконец, были даны интересные инструменты, которыми можно реально пользоваться. Другое дело, что не все они будут работать хорошо именно в академическом институте. Ну, практика покажет, так это или нет.
Свою лабораторию я думаю посвятить изучению некодирующих РНК. Скорее всего, буду ее делать в вузе, не уверен, что на базе института это будет возможно. Может быть, придется искать новую площадку для развития, ездить, послушать-поговорить, выбрать. Тем не менее, то, что я здесь услышал, на 100% поможет мне в этом.
Перспективы
Как отмечают организаторы, после завершения школы Университет ИТМО будет поддерживать связь с выпускниками, оказывать помощь в реализации защищенных дорожных карт. С некоторыми участниками продолжат работать менторы. Также в планах организация новых школ для будущих руководителей и сотрудников лабораторий мирового уровня из различных регионов страны.
Школа PI School прошла в Университете ИТМО с 21 по 26 июня. Из 150 заявок на участие в школе были отобраны 40 лучших. Спонсорами Школы PI стали российская биотехнологическая компания «Евроген», а также крупнейший поставщик лабораторного оборудования, расходных материалов и реактивов — «Диаэм».