Специалисты «Газпром нефти» участвуют в образовательном процессе не только в качестве экспертов и преподавателей, но и как кураторы: студенты могут участвовать в разработках научно-образовательного центра, проходить стажировки на месторождениях и в лабораториях компании. А лучшие студенты получают повышенную стипендию в рамках гранта от индустриального партнера.

Корреспондент ITMO.NEWS поговорил со студентами из первого набора новой специализации и узнал, чем их заинтересовала корпоративная магистратура, чем они занимались весь учебный год и оправдались ли их ожидания от обучения.

Роман Романов

Роман Романов. Фото из личного архива

Роман Романов. Фото из личного архива

На данный момент я занимаюсь исследованием тампонажных растворов, которые способствуют укреплению колонны труб в скважинах. Существующие на данный момент технологии и материалы удовлетворяют не всем требуемым условиям, что приводит к ряду проблем. Собственно, моя задача – поиск таких оптимальных композиций. Пожалуй, с ним и будет связана моя магистерская диссертация.

Я вырос в небольшом сибирском городке, который на сегодняшний день можно назвать одной из ключевых точек нефтегазодобычи в России. Выбор города для обучения после школы, как и университета, не заставил себя долго ждать, так я попал в Санкт-Петербургский горный университет на специальность «Нефтегазовое дело».

После получения диплома встал вопрос о том, что же делать дальше и в каком направлении двигаться. Наиболее простым вариантом было бы вернуться на север и начать строить карьеру с профессии оператора по добыче нефти. Тем более что представление о работе сложилось еще на третьем курсе во время прохождения производственной практики. Но я решил, что это слишком просто, да и Питер на тот момент уже довольно сильно запал мне в душу.

Поиском университета начал заниматься в канун Нового года, подбирая варианты, которые были бы связаны в той или иной степени с нефтегазовой сферой. Дипломная работа была посвящена теме составов, блокирующих проникновение воды в те участки, где ее быть не должно. Во время написания этой работы меня сильно затянуло изучение материалов именно с точки зрения человека, определяющего возможные химические реакции и взаимодействия компонентов, влияния пластовых условий, а также бизнес-процессы, протекающие на всех этапах добычи.

Про ИТМО знал давно благодаря близкому другу, который четко давал понять, что его университет регулярно занимает лидирующие позиции в различных рейтингах. Решил зайти на сайт, почитать новости, изучить программы и посмотреть, чего же такого особенного может предложить это место. И так, среди прочего, нашел новость о том, что ИТМО открывает новую образовательную программу в тесном сотрудничестве с Научно-Техническим Центром «Газпром нефти».

Научно-технический центр «Газпром нефти». Источник: ntc.gazprom-neft.ru

Научно-технический центр «Газпром нефти». Источник: ntc.gazprom-neft.ru

Учебная программа действительно разносторонняя. Очень много времени уделяется теме, связанной с научной работой и диссертацией. Практически каждую неделю компания проводит со своими студентами разного рода активности: походы на экскурсии в музеи, планетарии, выставки. Совсем недавно проводилась третья ежегодная образовательная конференция «Мы в будущем», частью которой я стал. Основным посылом была совместная работа представителей различных сфер — бизнеса, вузов и педагогов — в командах. Один мой наставник говорил, что для лучшего видения картины происходящих процессов необходимо с головой погружаться в эти самые процессы. Здесь помогает та самая работа оператора, о которой упоминал ранее.

Как раз сейчас я прохожу практику на одном из месторождений Западной Сибири по данной профессии, в чем мне сильно помог университет.

Помимо увлекательных экскурсий, показывающих, к примеру, историю становления нефти в России и роль Петербурга в этом, на текущий момент каждый магистрант имеет личную учетную запись, которая дает доступ к так называемому порталу знаний. На этом портале каждый желающий может посвятить свое время саморазвитию, приобрести какие-то новые знания и навыки. Компания обладает обширным перечнем подключенных библиотек и материалов, доступных заинтересованному читателю.

Руководство университета совместно с представителя компании разработало систему курсов, которые должны в конечном итоге снизить разрыв между знаниями, которые человек получает на выходе из университета, и знаниями, которые требуются для трудоустройства и комфортного сосуществования в компании. Именно эти курсы должны помочь сократить период адаптации новоиспеченных сотрудников, который может занимать и полгода, и год. Лекции ведут не только сотрудники университета, но и специалисты, работающие в компании, что довольно часто помогает услышать иную точку зрения, ведь мнение человека, который непосредственно связан с производством, в большей мере может прояснить некоторые тонкости и щепетильные моменты.

Также у каждого студента появляется руководитель или наставник (кому как удобнее), который предлагает в рамках стажировки принять участие в одном или нескольких абсолютно реальных проектах компании. Сейчас в группе семь ребят и каждый принимает участие в реализации какого-то определенного направления: кто-то занимается вопросом гидратообразования, кто-то изучает асфальтосмолопарафиновые отложения.

После окончания обучения хотелось бы, конечно, стать частью компании и продолжать развивать направления, связанные с перспективами вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов, а также с повышением рентабельности их освоения.

Елена Галашева

Елена Галашева. Фото из личного архива

Елена Галашева. Фото из личного архива

Определенно, большую роль в моем выборе именно этой программы сыграло то, что я закончила бакалавриат в ИТМО по аналогичному направлению и мне захотелось продолжить обучение в родном вузе.

После того как я изучила учебный план образовательной программы, меня сразу заинтересовала специализация «Современные аспекты добычи нефти и газа». Ну и, конечно же, перспектива работать в одной из крупнейших компаний мира не оставила меня равнодушной. Я решила приложить все усилия, чтобы заниматься научной деятельностью и проходить стажировку в «Газпром нефти». Стоить упомянуть, что студенты, обучающиеся на данной специализации, получают дополнительную стипендию от компании, что является приятным весомым бонусом.

Отбор на специализацию проходил на конкурсной основе. Скажу честно, я испытывала некоторый страх, что не смогу пройти конкурс, так как было много ребят, чьи бакалаврские специальности по тематике ближе к нефтегазодобыче, чем моя. Однако я решила «бороться до конца» и не прогадала.

Наши предметы, я думаю, можно разделить на четыре группы: общеуниверситетские; предметы, которые мы изучаем в рамках нашей образовательной программы; предметы, относящиеся конкретно к нашей специализации; факультативы. Общеуниверситетские предметы разбиты на несколько модулей — ИТМО предоставил выбор дисциплины на усмотрение студента в каждом модуле, благодаря чему я смогла составить для себя максимально полезный и интересный учебный план.

Что же касается предметов по специализации, то на данный момент мы прошли только основы нефтегазового дела. Мы изучили теории происхождения нефти и газа, историю нефтегазового дела в России и мире, основы геологии, базовую терминологию, основы поведения пластовых систем, основы бурения и разработки скважин и так далее. Кроме того, на практических занятиях мы исследовали реагенты, используемые непосредственно на месторождении, и узнали, какой лабораторный анализ они проходят, прежде чем быть допущенными непосредственно до использования на промысле. Полезным и классным является то, что данные предметы нам преподают сотрудники компании «Газпром нефть» и сотрудники Университета ИТМО, которые проводят исследования в рамках договоров с Научно-Техническим Центром «Газпром нефти».

Плюсом является необычный формат проведения теоретических занятий: мы не только занимаемся в аудиториях Университета, но и посещаем множество экскурсий, связанных тематикой предмета. Например, для студентов и сотрудников ИТМО была проведена экскурсия по местам, связанным с историей семьи Нобелей, которые сделали огромный вклад в развитие нефтегазового дела в России. Также для нашей группы были организованы экскурсии в Горный музей, центр «Цифергауз» компании «Газпром нефть».

На данный момент я прохожу стажировку в Научно-Техническом Центре «Газпром нефти» и знакомлюсь со структурой компании, принимаю участие в выполнении некоторых задач, с которыми работают сотрудники. Кроме того, моя научно-исследовательская работа выполняется в рамках одного из договоров компании Научно-Технического Центра компании.

Стажировка в НТЦ «Газпром нефти» и практическая работа в лаборатории ИТМО дают понимание, чем я могу заниматься после окончания университета. Надеюсь, что специализация «Современные аспекты добычи нефти и газа» станет хорошим стартом для начала карьеры в компании «Газпром нефть».

Евгения Лебедева

Евгения Лебедева. Фото из личного архива

Евгения Лебедева. Фото из личного архива

Я занимаюсь исследованием эффективности ингибиторов коррозии, изучаю, как работа адгезии влияет на эффективность определенных ингибиторов.

Я училась в бакалавриате в Горном университете на нефтегазовом факультете. Изначально я хотела поменять вуз — слишком классический Горный на самый неклассический ИТМО. Хотелось сменить специализацию, потому что, к сожалению, перспектив в добыче газа я для себя не видела. Непосредственно заниматься исследованиями нефти и газа мне нравилось, поэтому я искала смежные направления. Так я наткнулась на ИТМО и эту программу. У меня была возможность поступить по перезачету баллов итоговой государственной аттестации — это был еще один плюс, потому что не надо было сдавать экзамены.

Если честно, я абсолютно не знала, чем мы будем заниматься. Мне хотелось сменить направление, узнать что-то новое и попробовать найти работу в Санкт-Петербурге, занимаясь тем, что мне нравится.

В обучении основной уклон у нас на развитие нефтегазовой сферы, изучение добычи нефти и газа. Наиболее полезным и классным мне кажется то, что мы работаем в лаборатории с современным оборудованием, с образцами и реактивами, которые присылаются непосредственно для «Газпром нефти». У нас очень много самостоятельной лабораторной работы — чего абсолютно не было в Горном университете.

Стажировка у нас была в одном из дочерних обществ «Газпром нефти». Мы помогаем в офисной работе: работаем с документацией, выполняем какие-то поручения в лаборатории. Там меня подключили к проекту — мы исследуем ингибиторы комплексного действия, которые будут действовать не только против коррозии, но и против газогидратов, которые образуются при добыче. Получается, что на стажировке я занимаюсь смежной темой со своим дипломом и моим предыдущим образованием — в Горном Университете я изучала как раз газы.

Участие «Газпром нефти» в образовательной программе чувствуется очень сильно: многие наши лекции вели сотрудники компании, которые непосредственно работают на месторождении. Нам рассказывали какие-то вещи — не просто из книжки, а из собственного опыта. Плюс у нас есть дополнительные онлайн-курсы, подготовленные для специалистов Газпром нефти». Помимо этого у нас есть повышенная стипендия — грант, который тоже предоставляет компания.

Конечно, мне бы хотелось и дальше продолжать это сотрудничество — раз мы уже варимся в этом во всем, погружаемся во внутренние процессы — и работу над проектами. Так что моя мечта — получить работу в компании и продолжать свой карьерный рост.

Екатерина Чикалова

Екатерина Чикалова. Фото из личного архива

Екатерина Чикалова. Фото из личного архива

Сейчас прохожу стажировку в Научно-Техническом Центре «Газпром нефти». Нас подключают к проектам компании. Например, я работаю в проекте «Автоматическая система управления нефтепромысловой химией»: разрабатываю формы для заполнения отчетов по опытно-промышленным испытаниям.

В рамках корпоративных взаимодействий с компанией у нас проводятся экскурсии: весной мы ездили на экскурсию по городу, нам рассказывали про братьев Нобель, как они связаны с историей Петербурга.

Изначально планировалось, что стажировка продлится пару месяцев, но потом ее решили продлить. Я буду стажироваться до декабря. Пока не знаю, сложно ли будет совмещать ее с учебой.

У нас модульное обучение: например, мы изучаем один предмет две-три недели, а потом сдаем экзамен и приступаем к следующему. Между ними, как правило, есть перерыв в 2 – 3 недели. Так что, надеюсь, смогу все успевать.

Перейти к содержанию