— У вас много профессиональных интересов, в том числе человеко-компьютерное взаимодействие, дизайн интерфейсов и графика. Почему вы решили развиваться именно в этих областях?

— Дизайн я выбрал случайно. Наверно, на дне открытых дверей меня привлекла  тогда еще кафедра инженерной и компьютерной графики, и я подумал, что трехмерная графика и дизайн — это что-то интересное. К тому же в середине 1990-х годов начали появляться первые мультфильмы вроде «Истории игрушек», полностью созданные с помощью компьютерной графики, и мне показалось, что это связано с тем, чем занимаются на кафедре ИТМО. Я никогда — ни до поступления, ни после выпуска — не занимался трехмерными мультфильмами, но почему-то у меня возникла эта ассоциация из туманной юности, когда я поступал в университет.

Когда я учился в ИТМО с 2000-го по 2005-й, у нас не было специальной дисциплины по UX/UI-дизайну. Поэтому после окончания университета я понял, что много чему недоучился, и продолжил заниматься самообразованием. Некоторые знания я получил, крутясь в профессиональной среде, например в сообществе проектировщиков интерфейсов и юзабилистов Санкт-Петербурга. Самообразование базировалось на том, чему нас учили в ИТМО, а также подкреплялось работой в лаборатории тестирования пользовательских интерфейсов в Центре юзабилити и смешанной реальности, к которой я присоединился в 2015 году. Помимо этого, я регулярно принимал участие в митапах и конференциях, где приобрел профессиональные знакомства. Так что, можно сказать, я стал жертвой модной сейчас концепции непрерывного образования (lifelong learning).

— Вы начали преподавать в ИТМО сразу после выпуска. Почему вас привлекла эта работа?

— Когда я был студентом, преподавал компьютерные курсы в Детско-юношеском компьютерном центре ИТМО, и перед самым выпуском из университета заведующий кафедрой Вячеслав Тозик и мой дипломный руководитель Владимир Локалов предложили мне остаться работать здесь. Поэтому можно сказать, что я начал преподавать по инерции. Вести дисциплины, связанные с дизайном, я начал не сразу, но потом в университете начали изменять учебные планы, и я предложил и написал программу курса по «Типографике», которую веду до сих пор.

Параллельно с преподаванием я всегда занимался фрилансом или работал в других компаниях, например верстальщиком в журнале или дизайнером. Но постепенно с 2015 года вся эта активность начала сходить на нет, и я стал посвящать больше времени работе в университете. Это было двусторонним движением: с одной стороны, в 2014 году у ИТМО произошел ребрендинг, в результате чего он начал выглядеть более мощно (стало больше работы, повысились зарплаты и требования к работникам), с другой стороны, в 2015 году я познакомился с коллегами из Центра юзабилити и смешанной реальности, и количество проектов, в которых я был занят, увеличилось.

Организаторы и участники международной конференции WUD@ITMO, которая ежегодно проводится в университете сотрудниками Центра юзабилити и смешанной реальности. Фото предоставлено организаторами

Организаторы и участники международной конференции WUD@ITMO, которая ежегодно проводится в университете сотрудниками Центра юзабилити и смешанной реальности. Фото предоставлено организаторами

— Вы писали, что «Преподаватель — „помогающая профессия“. Его задача — быть питательной, но незаметной серой землей, на которой растут цветы». Почему у вас возник такой образ?

— Мне кажется, это факт. Можете ли вы назвать известных педагогов, кроме, например, Иоганна Генриха Песталоцци или Антона Макаренко? Если я попрошу назвать известных дизайнеров, мои студенты мне ответят, но если я спрошу их про известных педагогов в этой области, они не назовут ни одного, кроме дизайнеров, которые еще и преподают. Это ситуация похожа на мир спорта. Сколько мы знаем известных тренеров, а сколько — спортсменов? А ведь их всех кто-то тренировал: нашел талантливого ребенка, раскрыл его потенциал и направил в нужное русло. Так и в преподавании: у нас изначально есть хорошая рассада, которую мы сажаем в землю, поливаем, удобряем, а потом из нее вырастают цветы.

В преподавании очень трудно стать звездой. Преподаватель выступает в роли передатчика знаний, а ценным продуктом и результатом его работы является обученный профессионал. Если делать из самого преподавания яркое шоу, чтобы после занятий навыки и знания были вшиты под кожу студентов, а они сами уходили глубоко потрясенными — это высший пилотаж и шанс стать звездой преподавания, но эту задачу не всегда можно реализовать. Привычнее наблюдать другую ситуацию, когда студент просто становится хорошим дизайнером и благодарен за это педагогу.

Обычно преподаватели остаются в тени ― в том числе и потому, что все конкурсы, посвященные их деятельности, узкопрофессиональные и интересны малому кругу людей. Если преподаватель не известный человек и его работа не связана с массовым использованием продукта, ему стать Юрием Шевчуком довольно трудно.

— А какие у вас глобальные цели в преподавании?

— Первая цель личная и простая — просто хорошо преподавать и передать ребятам знания, умения и навыки, которые пригодятся на старте работы. Вторая цель — внести посильный вклад в улучшение имиджа страны, повысив уровень образования в нашей области. Например, в мире есть стереотип о том, что в России хорошо учат программированию, к нам приезжают студенты из разных стран, чтобы стать профессионалами в этой сфере. И мне кажется, ИТМО отлично это подтверждает, выпускники-программисты становятся гордостью нашего университета. Поэтому если появится стереотип, что в России хорошо учат UX-дизайну, будет здорово приложить к этому руку. К тому же, подавляющее большинство выпускников UX-направления магистратуры «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити» работают по специальности.

Андрей Балканский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Андрей Балканский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Работа в сфере UX-дизайна непростая, ведь здесь постоянно появляются новые технологии и тренды. Что лично для вас самое сложное в этой области?

— Первая трудность — успеть за миром, потому что сейчас, как вы уже заметили, стремительно меняются технологии и за ними нужно постоянно следить. Я обычно шучу, что нужно всё время очень быстро бежать, чтобы быть хотя бы не глупее студентов. Преподаватель всегда немного отстает, поэтому он больше похож на неиграющего тренера: он должен быть в курсе новинок и тенденций, при этом вычленять главное, что нужно дать студентам. Это очень тяжело, но ребята помогают справиться с этой трудностью, когда рассказывают что-то новое. Также приходится очень много читать, смотреть и ходить на профильные мероприятия.

Вторая сложность, связанная с первой, — нужно очень хорошо знать междисциплинарный фундамент профессии. Студенты могут хорошо знать технологии, но им может не хватать фундаментальных знаний. Именно за этим ребята приходят в университет, а освоить графические редакторы можно и дома. Университет помогает построить мировоззрение и сформировать системное мышление у студентов, и прежде всего это задача педагога. Поэтому постоянно нужно создавать у себя фундаментальную базу знаний, при этом, возвращаясь к первой сложности, успевать бежать за паровозом.

Но среди тенденций и трендов нужно уметь отделять зерна от плевел. Бывает, что какие-то вещи кажутся новыми, а на самом деле они строятся на знакомом теоретическом базисе, или какие-то новинки нужно срочно освоить, иначе можно безнадежно устареть. Помню 2010 год, когда только начали появляться электронные книги. Я преподавал полиграфический дизайн, и всё, что мы обсуждали на занятиях, в основном касалось бумажной продукции и во вторую очередь веба. Сейчас всё наоборот: я больше ориентируюсь на экраны и в рамках исторического экскурса упоминаю журналы и газеты. Случается, что появляется что-то такое, из-за чего нужно пересмотреть свои знания. Это в основном касается машинного обучения и искусственного интеллекта.

Андрей Балканский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Андрей Балканский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Вы уже упоминали профессиональные конкурсы. В прошлом году вы стали лауреатом конкурса ITMO.EduStars, в котором оценивают работу преподавателей ИТМО. Что дала вам эта победа?

— Мне как педагогу было приятно услышать о начале такого конкурса. Одна из особенностей и требований болонской системы образования — публиковаться в научных журналах, в то время как сама педагогическая деятельность подразумевается по умолчанию. Благодаря конкурсу я понял, что меня ценят не только за количество научных статей, но и за то, как я делаю свою основную работу.

Эта победа дала мне ощущение, что я что-то сделал хорошо. Это внешний маркер профессиональной состоятельности: раньше я оценивал себя сам, а сейчас мне официально сказали, что я хороший педагог. Но помимо мотивации, теперь есть определенная ответственность, потому что хуже работать уже нельзя.

А чем вы занимаетесь в свободное время?

— Хобби, никак не связанных с работой, у меня нет. Когда выдается минутка, я читаю либо книги по специальности, либо художественную литературу или публицистику. Мне нравится жанр взрослой сказки, например «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери и цикл книг «Муми-тролли» Туве Янссон. Эти книги — про величие обыденности и красоту обычной жизни, они успокаивают и вдохновляют.