Войти в IT
Участников разбили на несколько рабочих групп, каждая из которых делилась мнением и обсуждала решение комплекса проблем. В результате они смогли выработать несколько инициатив ― теперь эти предложения рассмотрят представители федеральных и региональных властей.
По мнению участников воркшопа, решить проблему профориентации школьников поможет создание централизованной системы профильных мероприятий: она должна включать различные профориентационные активности, экскурсии в компании и дополнительные занятия, которые будут вести сотрудники государственных и частных IT-организаций, а также студенты старших курсов совместно с преподавателями школ. Так учащиеся смогут узнать на личных примерах, какие специалисты уже есть на рынке и какие навыки особенно востребованы в компаниях. Еще одним вариантом, как помочь школьникам заранее погрузиться в IT-среду, может стать разделение классов на новый профиль подготовки — информационные технологии.
«Сейчас в школах, особенно ближе к старшим классам, присутствует разделение на несколько профилей. Обычно это всего лишь три варианта — физико-математический, социально-гуманитарный и естественно-научный. Во многих школах не хватает своего направления, связанного с IT. Но ввести IT-профиль во всех школах проблематично, потому что можно не набрать определенное количество желающих и класс будет трудно собрать. Поэтому на помощь нам могут прийти IT-курсы», — отметил аспирант первого курса СПбГУТ Дмитрий Исаенко.
Идею с привлечением действующих IT-профессионалов в образовательный процесс логично применять и в университетах. Действующие сотрудники компаний могут поделиться актуальными знаниями, рассказать о быстро меняющихся трендах в индустрии, а также предложить заинтересовавшимся студентам работу в организации. Такое решение поможет университетам не отставать от бизнес-сферы и готовить актуальных и востребованных специалистов.
«У нас есть две основные образовательные концепции. Первая — фундаментальное образование, которое не меняется и находится вне времени. А вторая — это временные моменты в образовании. Например, какой язык программирования сейчас актуален или какая технология набирает обороты. Нам нужно разделить эти две концепции, и чтобы успешно их преподавать, ввести понятие "модульной системы". В образовательной программе может быть часть фундаментальных дисциплин, которые будут всегда, и часть сменных модульных блоков, в которых преподаватели или составители рабочей программы дисциплины будут решать, что именно рассказывать», — рассказал студент третьего курса факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО Михаил Рыбкин.
А как насчет практики?
Еще одна важная проблема — отсутствие релевантного опыта, который соответствует современным реалиям. Иногда в школах и университетах учащиеся разбирают либо теоретические примеры, либо более легкие и специально подготовленные для них кейсы, которые могут не встречаться на рынке. Поэтому участники воркшопа предложили IT-компаниям присоединиться к проектной деятельности в учебных заведениях, чтобы вместе решать реальные задачи. Под руководством преподавателей обучающиеся должны разбирать конкретные проблемы, которые встречаются на практике, и предложить свои варианты решения. Именно с помощью таких проектов можно отработать навыки командной работы и заинтересовать потенциальных специалистов, чтобы в будущем они продолжили работать именно в этих компаниях.
«Также нужно создать для работодателей условия, чтобы они организовали рабочие места именно для студентов. Если студент приходит в компанию и работает в ней по десять часов в неделю, он будет получать небольшие деньги, а работодатель — привилегии от государства. Это было бы восхитительно. Студенты получали бы опыт, а работодатели — например, налоговый вычет и специалистов, которые понимают суть работы и потом устроятся в компанию на полную ставку», — подчеркнул студент четвертого курса бакалавриата СПбГУТ Роман Кузнецов.
При этом участники воркшопа отметили, что работодатели должны четко представить студентам, которые будут устраиваться на работу, их карьерную лестницу — через какое время они смогут рассчитывать на повышение в должности и зарплате.
Новые IT-вызовы
Но помимо «вечных» проблем, которые обсуждают начинающие и уже состоявшиеся IT-специалисты на протяжении многих лет, с рядом задач российское общество столкнулось сравнительно недавно. Одна из них — импортозамещение. С начала года отечественный рынок покинули многие иностранные компании, в том числе разработчики ПО, производители техники и электроники. Чем заменить недостающие решения и продукты на рынке? Участники воркшопа предложили развивать open source решения. В отличие от лицензированного программного обеспечения open source проекты освобождают разработчиков от лицензионных платежей и защищают от риска блокировки технологий, например, с помощью санкций.
Отразилась ситуация и на рынке труда. Если раньше в поиске более оплачиваемой работы специалисты приезжали из регионов в крупные города, то сейчас они мигрируют в другие страны. По мнению студента четвертого курса факультета безопасности информационных технологий ИТМО Артема Арушаняна, остановить отток ценных кадров помогут дополнительные социальные гарантии от государства:
«Есть пути решения, как платить специалистам не так много, но при этом сделать так, чтобы они оставались у нас. Нужно предоставить им социальные гарантии от государства, например бесплатное питание, жилье или ипотеку под 5%. Вариантов много, и они зависят от того, какие потребности и запросы есть у конкретного человека», ― считает он.
Всероссийский региональной информатизации форум «ПРОФ-IT» проводится ежегодно с 2013 года при поддержке администрации президента России. На мероприятии представители федеральной и региональной власти, а также IT-компаний обсуждают инициативы и практики, которые помогут решать задачи в области региональной информатизации и электронного правительства. Также в рамках форума проводится конкурс проектов региональной и муниципальной информатизации. В этом году в нем участвовало 345 проектов из 53 регионов страны.