ДВИЖ — программа внутрироссийской академической мобильности, которая проводится с 2022 года. С ее помощью студенты 2-4 курса ИТМО, ВАВТ, МИФИ, РАНХиГС, РУДН, а с этого года еще и ТГУ, могут бесплатно в течение одного семестра обучаться по индивидуальной траектории в перечисленных университетах. Это позволит познакомиться с альтернативными образовательными практиками, изучить интересующие дисциплины и получить дополнительную экспертизу в разных направлениях.
«В прошлых сезонах ДВИЖ мы учли запросы студентов и предложили им наиболее подходящий план обучения. Например, часть студентов занимались у тренера чемпионов международных соревнований по программированию ICPC Андрея Станкевича. Попасть к нему не так просто, но нам удалось получить разрешение для участников программы. Другим обучающимся мы подобрали дисциплины по физике, чтобы дополнить их опыт в “домашнем” вузе», – отметила Наталья Фенина, ведущий специалист по образовательной деятельности офиса сопровождения образовательных программ ИТМО.
В 2023 году на ДВИЖ подали более 250 заявок. По результатам конкурсного отбора на два семестра в ИТМО приехали 15 студентов из МИФИ, РАНХиГС и РУДН. Они изучали физику, математику, предпринимательство и IT. За этот же период восемь студентов ИТМО познакомились с гуманитарными направлениями в РАНХиГС и РУДН — психологией, экономикой, педагогикой, лингвистикой.
Как отметила Наталья Фенина, в следующем учебном году список вузов-партнеров увеличится — к нему добавятся университеты Сибири и Дальнего Востока.
Для участия в программе ДВИЖ нужно пройти несколько этапов.
- На сайте ознакомиться с университетами-участниками программы. Весенний семестр можно провести в ИТМО, ВАВТ, МИФИ, РАНХиГС, РУДН или ТГУ. Каждый университет принимает ограниченное количество студентов — от 10 до 50 человек.
- Выбрать интересующие дисциплины. Каждый университет предлагает свои предметы и предъявляет требования по их количеству. Например, студенты, приезжающие в ИТМО, могут выбрать один из трех наборов дисциплин — «Экономика и инновации», «Физика и инженерия» или IT. Также к учебному плану добавится обязательный блок по soft skills и дополнительные блоки по математике, химии и факультативам. При этом по желанию студента можно добавить дисциплины, необходимые для перезачета в «домашнем» вузе. Свой выбор студенту нужно согласовать с руководителем образовательной программы.
- Подать заявку с мотивационным письмом на сайте до 20 декабря 2023 года. Участвовать могут студенты 2-4 курсов бакалавриата очной формы, обучающиеся на бюджетной и контрактной основах. В мотивационном письме нужно рассказать о своем решении и указать академические успехи — оценки за предыдущий семестр, высокий средний балл, участие и победы в студенческих олимпиадах и конкурсе на повышенную государственную академическую стипендию.
До 20 января организаторы программы обработают заявки участников, а до 26 января принимающие и отправляющие университеты согласуют окончательные индивидуальные учебные планы. Проживание в общежитии и билеты оплачиваются студентом или «домашним» вузом в зависимости от правил регламента. Обучение начнется 5 февраля в очном формате. Подробнее с условиями программы, университетами и предлагаемыми дисциплинами можно ознакомиться на сайте.
Почему стоит участвовать в программе академической мобильности и чем может быть полезен опыт обучения в другом университете, рассказали студентки, которые уже воспользовались возможностями ДВИЖ.
Анна Гордиенко
Студентка третьего курса факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО
— ДВИЖ — возможность не только познакомиться укладом других университетов, но и освоить направления, которые мало представлены в ИТМО. Я учусь на программе «Бизнес-информатика». На ней мы узнаем, как создавать и оформлять компании, моделировать и управлять бизнес-процессами и автоматизировать предприятие. Как будущему бизнес-аналитику мне важно уметь общаться с людьми — в частности, прогнозировать потребности и разрешать конфликты. Для этого я решила подтянуть психологию в РАНХиГС.
ДВИЖ позволяет ходить на интересные именно мне дисциплины, и это могут быть предметы с разных курсов. Например, я посещала пары вместе с первым, вторым, третьим и пятым курсами. На занятиях по когнитивной психологии узнала, как мы воспринимаем информацию, почему возникают когнитивные искажения и когда решения принимаются осознанно, а когда — нет. На экономической психологии исследовала, как устроены маркетинговые уловки, что сделать, чтобы продукт стал успешным, и как экономическая и политическая ситуации влияют на потребности аудитории. На психологии кадрового менеджмента выступала в роли менеджера по управлению персоналом, придумывала, как разрешать конфликты, и училась оценивать качество работы сотрудников. На общей психологии погружалась в фундаментальные исследования и пыталась проводить свои — опрашивала людей, собирала статистику и делала выводы на основе ответов. Параллельно с учебой играла в сборной РАНХиГС по волейболу, и наша команда заняла третье место на межфакультетских соревнованиях.
Благодаря полученному опыту я умею налаживать отношения и вести переговоры в любом коллективе, а еще — прогнозировать экономическую ситуацию, создавать психологический портрет потребителя и оценивать работу сотрудников. Эти навыки особенно пригодятся, когда я буду управлять командой и помогать создавать продукты в IT-компании или стартапе. Учиться сразу и в ИТМО, и РАНХиГС было непросто, но это того стоило.
Татьяна Воропаева
Студентка четвертого курса центра химической инженерии ИТМО
— Я узнала о программе еще летом прошлого года, тогда не решилась в ней поучаствовать. Но подалась на следующий сезон и поехала в РУДН изучать международные отношения. После окончания бакалавриата по «Биоинженерии» в ИТМО я планировала поступить в магистратуру на другое направление, но не знала, на какое — лингвистику, журналистику, международные отношения или что-то другое. Было сложно определиться. ДВИЖ стал отличным тест-драйвом для будущей магистратуры.
В РУДН я выбрала четыре дисциплины и сначала переживала, что будет слишком трудно. Но в итоге удалось параллельно учиться в двух университетах и закрыть обе сессии на хорошие оценки. В московском вузе я изучала отдельно внешнюю политику стран СНГ и Евросоюза, внешнеполитический анализ, а также дипломатическую и консульскую службы. На занятиях узнала, как создавались и развивались международные организации, и разобралась, как на основе рейтингов, упоминаний в СМИ, документов и выступлений политиков делать выводы о международной ситуации. Например, анализировала, какие слова и в каком количестве используются в речи и как они соотносятся с популярностью чиновников. А еще училась определять настроение населения и актуальную политическую повестку. Для этого я изучила множество отчетов.
Дополнительно посещала факультатив по основам писательского искусства, где тренировалась писать художественные произведения. Мой рассказ даже напечатали в литературном журнале. Факультатив оказался очень полезен — работая в студенческом медиа, я писала только публицистические тексты, а после факультатива продолжу развиваться в художественном направлении. В свободное время ходила на культурные мероприятия в РУДН, где нашла интересное для себя занятие — делать фоторепортажи с концертов разных исполнителей. Вернувшись в Петербург, я продолжаю фотографировать.
Обучение в РУДН помогло мне лучше ориентироваться как в политике, так и образовании. Я бы даже повторила. Теперь лучше понимаю историю и устройство своей и других стран и знаю, какое направление магистратуры выбрать.