— По профессии вы ― инженер-светотехник, оканчивали бакалавриат и магистратуру по этому направлению. А почему когда-то решили выбрать именно такой путь?
— В 11 классе у меня не было глобальной цели заниматься освещением. Просто очень нравилась физика и математика и хотелось пойти туда, где можно будет использовать эти дисциплины при поступлении. Во многом с выбором помогла старшая сестра ― когда я только думала, куда поступать, она уже практически оканчивала институт и была готова помочь в выборе. Помню, как мы вместе советовались, выбирали, методически вычеркивали из списка разные направления и специальности и в итоге оставили «Светотехнику и источники света» в Московском энергетическом институте, куда я в итоге и поступила.
Со стороны кажется, что это очень неожиданная и довольно-таки узкая специализация. Но я никогда не жалела о выборе, потому что это направление позволяет развиваться в разных сферах — от физики плазмы до архитектурного освещения. Казалось бы, совсем разные направления, но все они связаны со светом. А в магистратуре я углубилась в междисциплинарные исследования ― например, с магистранткой с другого факультета мы изучали, как цветовые стимулы влияют на электрическую активность разных отделов мозга. Мы демонстрировали различные цвета с помощью светодиодной панели людям, затем анализировали показатели работы мозга с помощью электроэнцефалографа.
― А после выпуска ваши навыки оказались востребованными?
― После магистратуры около шести лет я работала инженером-светотехником в компании Philips — рассчитывала освещение для разных розничных магазинов, например «Карусели» и «Детского мира». Параллельно с основной работой я как волонтер участвовала в большом исследовательском проекте «Территория культуры: кварталы Волхонки» — анализировала световую среду улицы Остоженка, а потом команда исследователей под руководством именитых светодизайнеров разработала рекомендации по улучшению световой среды квартала Волхонки. В этом комплексном проекте рассматривалось не только освещение, но и другие аспекты городской среды — дорожное движение, зеленые зоны, история места.
И в это время, кстати, как раз познакомилась с Натальей Быстрянцевой (доцентом Института дизайна и урбанистики ИТМО — прим.ред.). Именно она предложила мне поступить в аспирантуру ИТМО, чтобы я продолжила исследования. Я согласилась и параллельно с очным обучением в Петербурге работала в Москве — ездила туда-сюда, брала отпуск или работала онлайн, чтобы сдавать предметы вовремя. За такую возможность хочу сказать огромное спасибо моему руководителю Константину Кузнецову, без его поддержки и понимания мне было бы сложно пробовать альтернативные пути в работе. В середине аспирантуры у меня появилась первая дочь, а после декрета я решилась изменить карьерную траекторию и стала преподавать и проводить исследования в ИТМО.
— Почему решили пойти в науку?
— Когда я жила в Москве и должна была обеспечивать себя после магистратуры, лично мне казалось очень сложным зарабатывать на жизнь только наукой, ведь нужно было снимать квартиру, покупать продукты, путешествовать и находить деньги на другие расходы. Поэтому я пошла работать по профессии, которая гарантировала хороший доход. Полностью перевернуло мое представление о науке знакомство с будущим мужем ― он ученый-материаловед и наглядно доказал мне, что, оказывается, наука может действительно приносить деньги. Но, конечно, для этого нужно знать, какие есть гранты и субсидии, когда на них подаваться, что для этого нужно, и уметь совмещать работу в нескольких проектах.
А еще пойти в науку меня мотивировало рождение первого ребенка. Мне хотелось сделать что-то важное и перспективное, в том числе и для своих детей.
— Над какими исследованиями вы работали в ИТМО? Какие результаты получили?
— Мне очень нравится изучать, как освещение влияет на самочувствие и работоспособность, поэтому в Первом неклассическом я продолжила эту тему. Сначала решила узнать, как с помощью офисного освещения увеличить продуктивность работников. В этом исследовании мне помогали разные специалисты из ИТМО ― мои студентки (Анастасия Лашкина, Татьяна Брагина, Татьяна Землянова), Ольга Гофман (психолог, старший научный сотрудник исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта «Сильный искусственный интеллект в промышленности» — прим.ред.) и группы добровольцев. Мы оборудовали коворкинг динамическим освещением, которое меняло цветовую температуру и освещенность по заданным параметрам. В трех магистерских диссертациях мы использовали одно пространство, но изучали разные аспекты как освещения, так и психофизиологического состояния человека.
В итоге мы узнали, что освещение может увеличивать работоспособность на 10–15%. Например, под нейтральным белым освещением (4000 К) люди работали одинаково продуктивно. Долгосрочное использование холодного (больше 5000 К) и теплого (меньше 2700 К) освещения не рекомендуется, но можно правильно их комбинировать, чтобы улучшить психофизиологическое состояние. В начале рабочего дня и после обеда холодное освещение повышает продуктивность, а теплое освещение перед обедом и в конце рабочего дня ускоряет восстановление сил. Отмечу, что освещение улучшило работоспособность, только если у добровольцев не было хронической усталости, депрессии, выгорания и прочих отягчающих состояний.
Прочитайте также:
В ИТМО выяснили, как увеличить продуктивность с помощью правильного освещения
Результатами исследования заинтересовались медицинские работники поликлиники при Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика Павлова. У них совершенно другой рабочий день — он продолжается круглые сутки, и это выматывает. Чтобы сделать условия работы более комфортными, мы решили адаптировать освещение на базе поликлиники (эта работа легла в основу магистерской диссертации Дарьи Климовой). Сначала проанализировали существующую систему. Освещение было выполнено без учета стандартов, поэтому первым делом мы повысили освещенность. Удивительно, что медики настолько привыкли к тусклому свету, что вариант освещения, выполненный по российским нормам, казался им слишком ярким.
Дальше мы вместе с врачами стали подбирать комфортные уровни освещения для нерегулируемого режима. Затем дали полную свободу в выборе освещения работникам поликлиники, намеренно не рассказывая, какое освещение и как должно было на них влиять. На всех этапах исследования с помощью психологических методик и анализа данных биомониторинга (пульса, сна и активности) мы изучали, как меняется состояние медиков. Главная сложность была в том, что врачи-рентгенологи и лаборанты не прекращали работать во время эксперименте и нам надо было минимально отвлекать их от работы. Поэтому мы начали коллаборацию с направлением «Нейротехнологии» в ИТМО и магистранткой ИТМО Мариной Шадус, чтобы вместе разработать алгоритм измерения работоспособности по пульсу человека.
В итоге при поддержке гранта РНФ мы сформировали персональные рекомендации для врачей по сохранению здоровья от психолога и разработали адаптивную систему освещения при суточном режиме работы. С помощью мобильного приложения можно регулировать цветовую температуру и яркость световых приборов индивидуально в помещении в зависимости от запросов пользователей и их психофизиологического состояния. По результатам почти годового эксперимента выяснилось, что 90,9% участников эксперимента предпочитают регулируемое освещение, а не статическое. Также 72,7% медиков отметили, что внедренная система положительно повлияла на их комфорт. Сейчас мы дорабатываем проект на основе обратной связи от врачей.
— Световой дизайн ― это давно не просто, скажем, утилитарное освещение на рабочем столе, в кабинете или в парке. В последние годы много говорят про неочевидное влияние освещения на нашу жизнь, комфорт, работоспособность. Как, на ваш взгляд, междисциплинарные исследования, связанные со световым дизайном, будут развиваться дальше?
— Минимальная задача светового дизайна — сделать пространство вокруг человека безопасным, чтобы он мог видеть всё вокруг и работать. Дальше важно сделать качественный дизайн светового объекта и вписать его в городскую среду или интерьер, чтобы окружающая нас среда была визуально комфортной и радовала глаз. Конечно, мне бы хотелось, чтобы знания о том, как освещение позитивно влияет на благополучие и здоровье человека, использовались чаще, но пока это скорее сверхзадача.
Еще лет десять назад мало кто обращал внимание на связь своего благополучия и работоспособности с освещением. Во время пандемии мы провели много времени дома и, кажется, поняли, что с помощью света можно менять атмосферу и предназначение любого ограниченного пространства. Например, в рабочем кабинете светит бодрящий холодный свет, а в спальне вы включаете теплое освещение и готовитесь к уютному вечеру в кругу семьи. Свет — гибкий инструмент, который позволяет выжать максимум пользы из пространства.
Сейчас мы разрабатываем индивидуальные световые режимы и рекомендации по их использованию. Также мы создаем алгоритмы для автоматизированной смены освещения, чтобы с помощью систем «умного» дома подбирать свет для себя. Мне кажется, следующим шагом будет полная интеграция данных о состоянии человека в системы управления освещением, чтобы они понимали его самочувствие и без его участия или команд могли менять свет.
― За свои исследования ― в том числе проведенные в ИТМО ― год назад вы удостоились национальной премии для женщин в науке и технологиях KOLBA. При этом вы сейчас воспитываете двух дочерей. Как успевать заниматься и семьей, и наукой?
— Важно расставить приоритеты ― понять, что и в какой момент жизни вы хотите: когда развиваться как специалист и выигрывать гранты, а когда — заниматься семьей. Затем важно принять, что получаться будет не всё и ругать за это себя не стоит — какие-то дела всегда можно отложить на потом.
Во-вторых, очень важна поддержка семьи. Например, когда у меня были задачи по гранту, муж меня поддержал и взял на себя больше семейных задач. Например, пока я была на конференции в Петербурге, он спокойно гулял с полугодовалой старшей дочкой по Летнему саду. Это работает и в обратную сторону — если мужу нужно срочно написать статью, больше времени с детьми провожу я. И конечно, выручают бабушки и дедушки.
Наконец, важно делать перерывы. Мне очень нравится путешествовать и смотреть новые места, поэтому я стараюсь часто менять обстановку.
— Но часто, к сожалению, женщины делают выбор: или карьера, или семья.
— Кажется, что любая работа мешает семье, а быть идеальной мамой невозможно, в какой бы сфере ты ни работала. Но это и не нужно — достаточно быть хорошей мамой и не переживать по пустякам. А работа дает возможность переключаться, развиваться и общаться с другими людьми. Мне есть с чем сравнить. Мой первый декрет был классическим — дни сурка, полные домашнего быта. Сейчас я во втором декрете и стараюсь совмещать семью и работу. В психологическом плане лично мне так комфортнее — наука помогает отдохнуть от быта, а семья мотивирует работать дальше.
Важно, чтобы у женщин появилась возможность совмещать и работу, и семью. С этим бы помогли, например, детские сады при университетах для всех — студентов, аспирантов и сотрудников. Также важна достойная материальная поддержка при появлении детей, особенно в их первые годы жизни. Поддержка поможет закрыть базовые потребности семьи, чтобы родители чувствовали себя в безопасности. Каждая женщина сама решает, как строить жизнь, но главное, чтобы у нее была возможность совмещать карьеру и семью.