Профессия урбаниста появилась относительно недавно, но уже успела обрасти множеством мифов. Название профессии нередко ассоциируется исключительно с велодорожками, электросамокатами и модными кофейнями. Летняя школа урбаниста, которую уже второй год проводят эксперты из профильных подразделений СПбГУ, ИТМО и НИУ ВШЭ, доказывает, что урбанистика нацелена прежде всего на решение реальных запросов местных жителей.
В этом году объектом исследования стал микрорайон Большие Лучки города Сланцы в Ленинградской области. Поселок строился в качестве примера социалистического города-мечты, с красивой площадью в центре, развитой инфраструктурой, садами и парками, уютной малоэтажной застройкой. Однако в постсоветское время активная жизнь в микрорайоне стала угасать и жители постепенно стали уезжать. Командам предстояло разработать концептуальные мастер-планы по развитию Больших Лучков. Для этого студенты на протяжении трех недель анализировали текущее состояние поселка, оценивали потенциал и риски, активно общались с местным населением, представителями администрации и крупных работодателей.
Участники Летней школы были отобраны через масштабный конкурс, участие в котором приняли студенты из 30 городов и 6 стран. Как отметил Андрей Дрожжин, заместитель директора Института дизайна и урбанистики ИТМО, расширение географии участников стало отличительной чертой второго сезона проекта.
«В открытом конкурсном наборе могли участвовать студенты из России и ближнего зарубежья. Это связано, во-первых, с тем, что мы расширили список компетенций — участие приняли не только будущие урбанисты, но и студенты, изучающие архитектуру, градостроительство, экономику, социологию и другие смежные дисциплины. Во-вторых, это позволило достичь основной цели проведения Летней школы — созданию комьюнити, участники которого объединены общими интересами, но обладают разной квалификацией. Связи, которые закладываются между участниками, тьюторами, организаторами и экспертами, уже (по итогам Летней школы 2023 года) позволили осуществить ряд проектов и сделать несколько заделов на будущее», — подчеркнул Андрей Дрожжин.
На итоговой защите было представлено восемь проектов. Победу одержала команда «Урбалучки», сделавшая акцент на интересах жителей и развитии местных сообществ. Студенты выяснили, что среди основных запросов фигурирует две проблемы: «скучно, нечего делать» и «неудовлетворительное состояние системы здравоохранения». Поэтому ключевым проектом концептуального мастер-плана стало строительство профилактория для сотрудников цементного завода — таким образом команда решила оба вопроса. Проект победителей понравился членам жюри в том числе и за нацеленность на трудоспособное население — у многих других команд проекты ориентировались либо только на детей, либо на пенсионеров. Слоган команды гласит: «Большие Лучки, маленький переворот» — поэтому, кроме масштабного строительства профилактория, «Урбалучки» предлагают начать с открытия нескольких тематических общественных зон, в которых жители смогут заниматься спортом, высаживать растения и проводить собственные мероприятия.
«Проект профилактория был вдохновлен беседой с сотрудницей предприятия, на котором производится цемент. Мы узнали, что несмотря на второй класс опасности производства, его работники не обеспечены санаторным лечением. И не потому, что предприятие жалеет средств на сотрудников, а потому, что поблизости просто нет соответствующей инфраструктуры. Успех нашего проекта обусловлен простым (но не слепым) попаданием в потребности целевой аудитории, совпадением нашего видения с видением администрации, оригинальностью и продуманностью. Такие выводы сделали на основе обратной связи — жюри отметили уникальность проекта, больше всего идея понравилась представителю администрации», — рассказал участник команды «Урбалучки» Наиль Сафин, студент Факультета систем управления и робототехники ИТМО.
Летняя школа урбаниста — ежегодная урбанистическая программа для студентов. Академические партнеры проекта ― ВШМ СПбГУ, Институт дизайна и урбанистики ИТМО и Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ. Участники школы работают с настоящими данными и задачами рассматриваемой территории. В 2023 году студенты разрабатывали проекты для Выборга, Шлиссельбурга и Старой Ладоги. Проект проводится при поддержке Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области.