ИТМО — это ИИ
На открытии конференции первый проректор ИТМО Дарья Козлова рассказала, в чем суперсила Первого неклассического по сравнению с IT-корпорациями:
Сейчас ИТМО предлагает 14 образовательных программ, которые покрывают весь спектр задач в области искусственного интеллекта. При этом Первый неклассический, согласно рейтингу Альянса в сфере искусственного интеллекта, — лидер по подготовке специалистов в этой области. По словам Дарьи Козловой, одна из важнейших задач, которая стоит перед ИТМО сегодня, — это создавать AI-среду внутри образования, в развитии исследований и управлении университетом.
Что ждет образование в эпоху AI?
Ответ — перемены. По словам директора Института прикладных компьютерных наук ИТМО Антона Кузнецова, искусственный интеллект за несколько лет уже изменил образовательные процессы.
«По статистике, за последний учебный год более 60% студентов признались, что использовали GPT-модели для написания текста дипломной работы, а около 50% студентов — для решения задач в течение учебного года. При этом около 50% считают, что применение искусственного интеллекта для таких случаев — плагиат, но все равно продолжают его использовать. 40% преподавателей утверждают, что они частично или полностью генерируют программу учебных дисциплин с помощью ИИ, а 20% — задания для студентов», — подчеркнул Антон Кузнецов.
Перемены требуют новых вызовов. Как сделать искусственный интеллект привычным инструментом в образовании и не навредить?
- Разработать манифест с описанием, какое применение искусственного интеллекта считается допустимым в образовательной деятельности. Для этого нужно детализировать программы учебных дисциплин и определить, какое применение инструментов ИИ оправдано, а какое можно считать плагиатом.
- Пересмотреть подход к защите студентов. Сегодня выпускные квалификационные работы часто пишутся с применением ChatGPT: в ближайшем будущем, скорее всего, формат дипломных работ изменится. Нужно уходить от того, что текст диплома — это основная ценность и способ защиты студентов, и переходить к другим формам, где в качестве диплома будет представлен стартап, программный продукт или научная статья.
- Встраивать изучение ИИ-инструментов во все учебные дисциплины и адаптировать учебные предметы под конкретного студента с помощью индивидуального подбора задач, интеллектуальных помощников в выборе траекторий и персональных помощников-тьюторов для изучения дисциплин.
Как университету стать «колыбелью» AI-стартапов?
Сегодня стартапы в сфере ИИ отменяют традиционные правила. Во-первых, опыт перестает быть основой экспертизы — в мире ИИ, где все меняется очень стремительно, куда важнее опыта становится умение обучаться и перестраиваться. Во-вторых, стартапы создаются еще на уровне идеи, без инвестиций. В-третьих, вера в то, что твой продукт сможет изменить мир, становится важнее логики.
«Почти половина компаний, ставших «единорогами» в этом году, работают в сфере ИИ. Более того, среди самых прибыльных компаний — те, которые специализируются на ИИ, и только одна компания из них “хардовая”. Именно сейчас начинает происходить объединение хардовых навыков с ИИ», — отметил директор Химико-биологического кластера, SCAMT Владимир Виноградов.
Как ИТМО стать кузницей топовых AI-стартапов? Почва для появления таких компаний и идей, которые лежат в их основе, — это университетская среда, свободное и творческое место, в котором с технологиями искусственного интеллекта взаимодействуют все: от руководства до авторов образовательных программ и ученых.
По мнению Владимира Виноградова, для появления своей бизнес-витрины стартапов в ИТМО сейчас не хватает PI (драйверов, менторов), новых талантов и топ-разработчиков, которые обладают нужными навыками, опытом и знанием рынка. Именно с их помощью университет сможет принять новый вызов — создать в партнерстве с бизнесом свою компанию-«единорога».
Как AI помогает науке?
Сегодня некоторые решения, разработанные с помощью ИИ, работают эффективнее, чем классические подходы. По словам ведущего научного сотрудника Нового физтеха ИТМО Алексея Кохановского, это актуально для сразу нескольких направлений фотоники, каждым из которых занимаются в ИТМО.
- Обратное проектирование устройств. В этой области ИТМО разрабатывает оптические наноантенны для управления светом. И если простые архитектуры антенн хорошо известны и создавать их легко, то для проектирования более сложных антенн исследователи используют алгоритмы ИИ.
- Обработка сигналов. Команда ученых из Нового физтеха ИТМО занимается магнитно-резонансной морфометрией сердца (это способ обработки МРТ-снимков для медицинской диагностики). В отличие от классических подходов, нейросетевые инструменты позволяют распознавать сложную структуру фиброза миокарда сердца, определять его структуру и объем.
- Автоматизация сложных нелинейных систем: лазеров, систем фабрикации физических устройств. Ученые из Института лазерных технологий и Центра «Сильный ИИ в промышленности» совместно с индустриальными партнерами «Ленинградские лазерные системы» и «ИРЭ-Полюс» создают сложную автоматизированную систему по лазерной сварке. ИИ здесь используют для диагностики сварочных швов и управления лазерной системой обратной связи.
- Поиск законов в больших данных физических систем. Физики ИТМО в этой области разрабатывают искусственный интеллект для поиска зависимостей в сложных, неупорядоченных оптических средах. «Классическое» решение таких задач требует больших вычислительных ресурсов, поэтому отнимает очень много времени у исследователей.
«ИИ стал рабочим инструментом во многих физических и других научных лабораториях. Сегодня нам нужно создавать курсы, которые бы встраивались в основную программу обучения студентов. Тогда физики будут не только потребителями алгоритмов, но и сами смогут представить новые технологии для расчетов искусственного интеллекта», — подчеркивает Алексей Кохановский.
AI в индустрии — что есть у ИТМО?
По словам старшего научного сотрудника исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» ИТМО Дениса Насонова, крупный бизнес все больше «ставит» на AI. Где спрос, там и предложение — с 2019 года количество выданных ИИ-патентов выросло почти в четыре раза.
«Главный бенефициар при создании, использовании и развитии больших языковых моделей — это бизнес: именно он создает самые большие, быстрые и передовые языковые модели. Например, только Google при обучении своей последней нейросети Gemini Ultra потратил больше 190 миллионов долларов. Инвестиции в генеративный ИИ с 2022 по 2023 год выросли в 8 раз и составили 26,7 млрд долларов. Именно поэтому коллаборации с бизнесом наиболее перспективны с точки зрения развития ИИ», — отметил Денис Насонов.
ИТМО готов выступить в качестве разработчика, ему есть что предложить рынку — например, проект по комплексному планированию обустройства месторождений. Для этого инженеры используют программу с большим количеством параметров, которые учитывают при создании оптимального плана. Чтобы уменьшить рутинную работу при его создании, разработчики создали ИИ-модель, которая на основе краткого документа с описанием задач и ресурсов составляет составляет графики строительства и значительно экономит время.
Некоторые продукты даже внедрены в работу университета. Например, ИИ используют в ИТМО в качестве технического писателя: на основании заметок, данных и записей совещаний разработчики составляют отчетную документацию по промежуточным этапам проектов. Модель может создать презентацию, записать созвон и составить саммари по его итогам, а также перенести поручения в трекер задач.
Как сделать такие решения более массовыми и полезными для ИТМО? Денис Насонов предлагает создать коллаборативную платформу LLM-решений (больших языковых моделей). В пилотной версии этот инструмент позволит обмениваться лучшими практиками внутри университета, проверять гипотезы и создать комьюнити, которое поможет ускорить наработки по развитию искусственного интеллекта. В перспективе проект можно адаптировать для индустриальных партнеров и других университетов.
А что с этикой в области AI?
Как определять авторство в эпоху больших языковых моделей? Что сегодня считать плагиатом? Как маркировать контент, сгенерированный ИИ? Кто будет нести ответственность за результаты обучения с участием искусственного интеллекта? Чтобы ответить на эти вопросы, важно создать «систему координат», которая убережет как от полного запрета ИИ, так и от его безудержного использования.
«Мы выбираем курс на грамотное, вдумчивое, осознанное внедрение искусственного интеллекта в нашу жизнь. Для этого мы нуждаемся в этическом регулировании. Наша первоочередная задача — сформировать политику ИТМО в отношении всех процессов, связанных с интеграцией искусственного интеллекта в нашу жизнь: составления образовательных программ, выполнения домашних заданий и других задач. Для этого я призываю всех членов ITMO.Family создать сообщество авторов политики ИИ и вместе работать над вопросами этики ИИ», — подчеркнула сотрудник исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности», преподаватель ИМРИП ИТМО Дарья Чирва.