Последние несколько лет технического прогресса все чаще опровергают тезис, высказанный героем фильма «Солярис» Андрея Тарковского: на смену гуманистическому «человеку нужен человек» приходит более связанная с реальной жизнью парадигма «человеку нужен компьютер». Невербальные и вербальные (вспомним Siri и «Ok, Google») коммуникации c мобильными гаджетами и различными компьютерными системами иногда количественно превышают человеческие контакты, которые мы совершаем за день. Изучение человеко-компьютерного, или, как его еще называют, человеко-машинного взаимодействия (human-computer interaction), развивалось постепенно, являясь продолжением развития таких наук как компьютерная графика, инженерная психология, когнитивистика, эргономика и другие. Первые научные труды в этом направлении появились в 1960-х годах прошлого века. К новому же столетию все векторы смежных наук сошлись в одно полидисциплинарное направление, специалисты в области которого стали во многом востребованнее сегодняшних графических дизайнеров, программистов и психологов.
«Человеко-машинное взаимодействие — это не просто актуальная тема, это наша жизнь, — считает руководитель лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Андрей Балканский. — Мы окружены человеко-машинными интерфейсами. За день мы взаимодействуем с десятком интерфейсов различного рода: активно пользуемся смартфонами, заходим на сайты, пользуемся банкоматами. Даже покупая жетончик в метро через автомат, а не окошко кассы, мы снова встречаемся с компьютерным интерфейсом. Практически все социальные операции, которые мы совершаем, сейчас производятся с помощью них. Без компьютерных интерфейсов уже не могут представить свою работу медицинские учреждения, банки, аэропорты, бухгалтерские отделы различных учреждений и другие организации. От того, как спроектирован интерфейс, зависит многое: удобство в пользовании той или иной системой способствует не только успеху сайта, программы, приложения у пользователей, но и в некоторой степени является залогом того, что человек сможет правильно воспользоваться системой в любых, даже стрессовых ситуациях. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов в области дизайна человеко-компьютерных систем очень важна».
Таких специалистов в общем можно назвать UX-проектировщиками. UX, или User eXperience, переводится как «опыт взаимодействия» и подразумевает некие ощущения, которые возникают у человека при использовании какого-либо объекта окружающего мира, в узком смысле — при взаимодействии с компьютерной системой. Профессиональный UX-проектировщик должен быть универсалом, ему необходимо уметь не только анализировать потребности целевой аудитории, которая будет пользоваться интерфейсом, понять ее психологию, но и представить дизайн интерфейса, предварительно проведя несколько юзабилити-тестов и бесед с заказчиками. Как отмечает заведующий кафедрой графических технологий, руководитель магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем» Университета ИТМО Артем Смолин, подобное направление подготовки в российских вузах еще не встречалось. Большинство современных UX-проектировщиков «вышли» из графических дизайнеров, программа же Университета ИТМО рассчитана на специалистов более широкого профиля.
«В эту программу мы вложили весь опыт, накопленный сотрудниками кафедры графических технологий факультета компьютерных технологий и управления и Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций, — рассказывает Артем Смолин. — В ней есть и необходимый блок психологических дисциплин, и предметы, развивающие навыки в программировании и графическом дизайне. Неожиданностью стало большое внимание со стороны абитуриентов к новой программе магистратуры, которую мы почти не рекламировали. Уже в первый год мы достигли вполне серьезного конкурса на вступительном экзамене — пять человек на место. Нашей программой заинтересовались даже те, кто имеет значительный опыт в области разработки интерфейсов: так, например, нашим магистрантом стал ведущий проектировщик пользовательских интерфейсов компании „ИСТ“ Юрий Солоницын».
Магистерская программа «Дизайн человеко-компьютерных систем» является в большей степени практико-ориентированной. Ее руководители добиваются такого практического «выхлопа» различными способами. Во-первых, к чтению курса привлекаются не только преподаватели Университета ИТМО, но и приглашенные лекторы. Целый курс студентам читает проектировщик интерфейсов в «Лаборатории Касперского» Алексей Белкин, также обсуждается взаимодействие со специалистом, который занимается разработкой интерфейсов в военно-промышленном комплексе.
Во-вторых, для магистрантов программы всегда открыты двери лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа, где они могут исследовать спроектированные интерфейсы.
В-третьих, у студентов есть возможность принять участие в краткосрочных школах Таллинского университета по курсу Experimental Interaction Design. Соглашение с эстонским вузом, где также существует магистерская программа Human-Computer Interaction и лаборатория Interaction Design Lab, было подписано только в июле 2015 года, однако взаимодействие с зарубежными коллегами, отмечает Артем Смолин, идет полным ходом. Совместно с Таллинским университетом была организована конференция World Usability Day ITMO, прошедшая 6−7 ноября и приуроченная к всемирному дню юзабилити. С докладами на ней выступили в том числе руководитель магистерской программы и лаборатории в Таллинском университете Дэвид Ламас и профессор вуза Владимир Томберг. В свою очередь, эстонские коллеги пригласили сотрудников петербургского вуза Алексея Лаврова и Андрея Балканского принять участие в аналогичной международной конференции, посвященной всемирному дню юзабилити, которая проходит в Таллине. Помимо прочего, весной 2016 года группа студентов из Эстонии приедет на краткосрочное обучение в Университет ИТМО. Вузы-партнеры также рассматривают возможность создания совместной программы двойного диплома.
Выпустить востребованного, универсального UX-специалиста — приоритетная задача новой магистерской программы. Для этого, по словам Алексея Лаврова, один из блоков обучения является вариативным: магистрант может выбирать дисциплину исходя из того, каких компетенций ему не хватает больше — в графическом дизайне или программировании. Востребованность же выпускника такой программы обусловлена тем, что она охватывает максимально широкий круг потенциальных областей применения полученных в рамках обучения навыков, а у самого студента есть возможность принять участие в перспективных научно-практических исследованиях, которые проводятся на базе Университета ИТМО и его партнеров. По словам Артема Смолина, магистранты еще определяются с темами своих диссертационных исследований, но ряд студентов уже заинтересовались проектированием интерфейсов приложений для шлемов виртуальной реальности. Они присоединятся к работам по созданию таких интерфейсов для проекта Video360Production.
«Сейчас главная ошибка компаний, которые занимаются созданием приложений, программ и сайтов, — пренебрежение UX-процессом, — добавляет сотрудник лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Елена Веселова. — При правильно построенном процессе можно исключить ошибки, способные отразиться на юзабилити системы, и сэкономить деньги организации. Примером может стать хотя бы нашумевший перезапуск сайта „Кинопоиск“: разработчики практически проигнорировали постоянных пользователей этого ресурса, удалив принципиально ценные для них функции. Юзабилити-тестирование с участием постоянных пользователей портала могло бы предсказать из неудовлетворенность».
Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО