Как вы стали участником программы «Глобальное образование»?
До поступления в аспирантуру я шесть лет учился в Университете ИТМО и за это время накопил достаточно опыта в научной деятельности — я ездил на конференции в Европу, США и Австралию, в составе научных групп работал с иностранными коллегами, а на момент окончания магистратуры у меня было опубликовано 27 статей в индексируемых зарубежных изданиях. Когда встал вопрос о том, где получать степень PhD, коллеги посоветовали мне выбрать Тель-Авивский университет.
Программа «Глобальное образование» сводится к тому, что для подачи заявки на участие нужно сначала поступить в зарубежный вуз. Потом проходит конкурс на основе CV и портфолио кандидатов, по итогам которого комиссия принимает решение о том, поддержать ли заявку. Программа спонсирует обучение, если для студента оно является платным, и покрывает дополнительные расходы на жилье, визу и так далее. Главные условия — получение степени, за которой студент едет за границу, и последующая необходимость в течение определенного срока работать в России.
Как правило, студентам, которые поступают в зарубежную магистратуру и аспирантуру, нужно также участвовать в конкурсе на соискание стипендии, которая покрывает расходы на обучение, переезд и проживание. Поступить обычно в разы легче, чем получить стипендию, поэтому попасть в хороший иностранный университет с этой программой гораздо проще.
Что входит в область ваших научных интересов?
Я продолжаю исследовать метаматериалы, основная область интересов — радиофизика, оптическая физика, интеграции между ними. Я занимался разными проектами, наиболее интересным для меня был проект по прототипированию оптических нанообъектов в СВЧ-диапазоне частот. Идея заключается в том, что интегральные схемы для современных компьютеров и телефонов работают на наномасштабах, поэтому важно конструировать нанообъекты, подробно изучать их свойства. Но делать это в оптическом диапазоне частот либо очень дорого, либо невозможно технологически. Вместо этого можно взять практически любой объект, увеличить его масштабы и изучить в радиочастотном или микроволновом диапазоне, получить гораздо больше информации про конкретные структуры или элементы, будь то сверхнаправленные, диэлектрические наноантенны, антенны Яги-Уда, волноводы и так далее.
В чем разница между работой и обучением в Израиле и России? Может быть, есть какие-то особенности во взаимодействии с коллегами?
Разница в основном ощущается из-за внутреннего устройства Тель-Авивского университета. Он включает в себя все спектры высшей школы — медицину, экономику, физику и так далее, здесь учатся более тридцати тысяч студентов, и все это находится на территории одного большого студенческого комплекса. Так что, если нужны, допустим, оборудование или расходники, можно не ехать куда-то далеко, а просто зайти к коллегам на соседний факультет. Иногда у нас бывают проекты, которые с моей деятельностью напрямую не связаны, например в области биологии, но при исследовании биологических объектов ученые используют СВЧ-технологии. В таких случаях обсуждение сотрудничества проходит на уровне соседних зданий, и это очень удобно. При этом особой разницы во взаимодействии с учеными из Тель-Авивского университета или какого-либо другого я не ощущаю: если человек — специалист, он везде специалист.
Вы уже определились, где будете работать после получения степени PhD?
Участники программы «Глобальное образование» должны не меньше трех лет проработать в одной из компаний, которые входят в список партнеров программы — в нем сейчас около 150 коммерческих и образовательных организаций, включая Университет ИТМО. Я пока детально не вникал в историю с трудоустройством, планирую заняться этим только лет через пять. Тем не менее, мне начали присылать предложения с разными вариантами: даже если я не подберу себе работодателя самостоятельно, в течение трех месяцев после возвращения в Россию мне его предоставят. Места работы можно менять в рамках списка, но не более трех раз, за исключением, конечно, форс-мажорных ситуаций.
На момент отъезда в Израиль мне уже поступали предложения трудоустройства от нескольких крупных московских и петербургских компаний, которые были готовы принять меня на постоянной основе. Дальше я думаю работать либо в области инженерии, либо в области образования, например, на базе какого-либо из университетов, чтобы совмещать научную деятельность с преподаванием. А степень PhD, присвоенная авторитетным иностранным вузом, только повышает ценность соискателя на рынке труда.
На сайте Агентства стратегических инициатив публиковали текст о том, что АСИ будет отслеживать судьбу каждого выпускника программы. Рады ли вы такому вниманию и планируете ли дальше сотрудничать с АСИ?
Я это воспринимаю не как контроль, а как поддержку — понятно, что эти решения призваны сделать так, чтобы люди оставались работать у себя в стране и не уезжали за границу. Но в последнее время я вижу, что в России появляется очень много интересных позиций, где есть адекватная отчетность и хорошая зарплата. Предложения должны быть интересны обеим сторонам, и если программа «Глобальное образование» будет развиваться, то я с радостью их выслушаю.
Что вы можете посоветовать тем, кто собирается принять участие в конкурсе?
Участвовать в как можно большем количестве российских и зарубежных мероприятий. Если есть хорошее портфолио, включающее выступления на конференциях, победы на различных конкурсах, публикации, это очень сильно увеличивает шансы на получение гранта.