Одной из ключевых тем обсуждений на конференции стал вопрос о том, как университеты должны выстраивать образовательную деятельность, чтобы выпускники соответствовали запросам рынка труда. Сегодня работодатели стремятся нанимать не узкоспециализированных профессионалов, а «универсалов» — людей, которые обладают множеством компетенций и способны развить необходимый нанимателю навык уже в ходе работы.
«Раньше в одной компании работали 10−20 тысяч человек, и запросы на качество выпускников вузов не сильно различались. Но сегодня в России экономика перестраивается организациями со штатом в 50−100 сотрудников. У каждого работодателя — разные требования к персоналу. И как университеты должны подстроиться под это многообразие требований? Сегодня, когда выпускник начинает искать работу, это „поражение“ всех: вузов, работодателей и самого бывшего студента. Средний срок поиска места трудоустройства увеличивается, причем не из-за кризиса, а потому что структура экономики все больше усложняется», — прокомментировал председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
На рынке труда повышается спрос на компетенции, а не на дипломы, уверен проректор НИУ Высшая школа экономики Сергей Рощин. Специалисты вуза провели анализ того, как академическая успеваемость выпускника связана с уровнем его заработной платы и местом трудоустройства, и поняли, что никакой связи нет. Университеты должны формировать у студентов универсальные компетенции, развивать кросс-предметные образовательные программы и сетевые формы обучения. Дополнительные навыки студент может получать не только в вузе, но и на предприятиях. В итоге он выйдет на трудовой рынок не только с дипломом, но и с портфолио, благодаря которому выпускник сможет «заточить» свои навыки под конкретную работу. В результате это поможет ему реализовать себя в любой сфере.
Отличный пример реализации концепции обучения, о которой говорил проректор НИУ ВШЭ, привел Бруно ван Поттельсберге, декан Брюссельской школы экономики и менеджмента им. Сольве. В его школе студентам преподают не только профессора с учеными степенями, но и представители индустрии, в том числе генеральные директора и топ-менеджеры. Также со студентами занимаются работники социальной сферы. Для того чтобы получить диплом, обучающиеся должны пройти почти год стажировки в компании, а также проучиться один семестр в вузе другой страны. В результате выпускники получают компетенции и в области научных исследований, и в области реальной работы, а также понимают, какие требования предъявляются к молодым специалистам на мировом рынке труда. И какие бы изменения не происходили на этом рынке, выпускник сможет среагировать на них и подстроиться, подчеркнул Бруно ван Поттельсберге.
Совмещение обучения и работы — одно из главных условий для студента, чтобы получить все необходимые навыки. Благодаря этому обучающийся сможет быстрее и эффективнее усвоить и теоретические знания по своей специальности, отметил старший советник, директор проектов по развитию на Кубе Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) Хулио Ургель. Прежде чем получить степень МВА и высшее образование, он работал инженером. И именно этот опыт помог ему быстрее усвоить весь объем необходимых для продуктивной работы теоретических знаний, а также развить в себе soft skills (так называемые «универсальные навыки», способность адаптироваться к условиям работы — прим. ред.). Сергей Рощин добавил, что по результатам исследования сотрудники, которые совмещали обучение и работу, впоследствии получали зарплату на 20% выше, чем выпускники без практического опыта.
«Стабильная система образования — залог стабильности общества, но мир меняется быстро, и мы должны успевать реагировать на эти изменения. Очевидно, что, если не реформировать высшее образование, это повлечет за собой серьезные последствия для экономики России. Уже сейчас на первое место среди критериев оценки вуза выходит не его позиция в мировых рейтингах, не наличие у университета больших средств, а его способность быстро меняться и адаптироваться. Ведь то, чему учат в течение четырех-шести лет студентов в вузе, может оказаться уже неактуальным, когда выпускник выйдет в большой мир», — подтвердил основные положения экспертов Святослав Сорокин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Это не значит, что университеты должны «прогибаться» под изменчивый мир и рынок труда, сказал ректор Университета Осло Оле Петтер Оттерсен. Наоборот, именно вузы должны формировать этот рынок. Сырьевая и обрабатывающая экономика уступает место экономике знаний, которая складывается из таких областей, как роботизация, автоматизация, IT-технологии и другие наукоемкие отрасли. Создавать продукт для этих отраслей и специалистов для работы в ней — это задача высшей школы.
Кроме того, в рамках концепции развития университетов «3.0» еще одной миссией вузов становится инновационное предпринимательство. Более подробно возможности его развития обсудили на круглом столе, организованном Университетом ИТМО. Для того, чтобы соответствовать этой миссии, вузу требуется, во-первых, четкое понимание целей этой деятельности. Какие параметры будут означать, что университет является предпринимательским, иначе говоря, соответствует концепции «3.0»?
«Университеты формата „3.0“ ориентируются на реальный сектор экономики. Вузы Проекта 5−100 уделяют огромное внимание трансферу технологий, развитию связей с промышленностью, вовлечению студентов в предпринимательскую деятельность. Кроме того, огромное значение имеет работа университетов по лицензированию инновационных технологий, получению патентов. Все это влияет не только на развитие высшей школы, но и на экономику региона, что составляет социальную миссию университета. Поэтому нам важно понимать, как измерять эффективность такой деятельности», — прокомментировала начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина.
Современные рейтинги, в том числе такие известные, как THE, QS и Шанхайский рейтинг ARWU, не в полной мере отражают эту эффективность, продолжила тему начальник отдела стратегического планирования и рейтинговых исследований Университета ИТМО Екатерина Михайлова. Иногда в них встречаются критерии, по которым можно косвенно оценить инновационную деятельность вузов — например, репутация университета среди работодателей. При этом такие параметры составляют всего лишь 10−30% от всех. В самых авторитетных российских рейтингах — информационного агентства «Интерфакс» и рейтингового агентства «Эксперт РА» — учитывается большее количество характеристик, которые показывают объем инновационной деятельности в вузах: участие университета в Национальной технологической инициативе, наличие бизнес-инкубаторов и другой аналогичной инфраструктуры.
Для того, чтобы выбрать метрики оценки российских университетов в контексте концепции «3.0», Университет ИТМО в партнерстве с ОАО «Российский венчурный фонд» запустил соответствующий исследовательский проект. В его рамках более 50 университетов страны получили анкеты с просьбой указать количество НИОКР, проведенных в вузе за год, число договоров, заключенных с производствами и общественными организациями, выступлений известных предпринимателей на площадках университета и другие показатели инновационной деятельности. В результате ОАО «РВК» и Университет ИТМО намерены сформировать актуальную систему метрик оценки вузов в этой сфере.
«Кроме того, мы намерены выявить преимущества и проблемы российских вузов в области инновационного предпринимательства, а также выработать предложения по повышению их эффективности в этом направлении. Мы поняли, что в этой области стратегию вуза определяет предпринимательская культура, влияние университета на регион и трансфер технологий», — добавил начальник отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО Александр Биккулов.
Любой вуз, который намерен развивать инновационное предпринимательство и вовлекать в него студентов, должен определить, для чего ему это нужно и что будет достигнуто в результате. Только тогда удастся выработать правильную стратегию, результатом которой станет конечный продукт, технология, которую можно будет выводить на рынок, подчеркнул профессор стратегии, соруководитель направления «Практика стратегического менеджмента» бизнес-школы EDHEC Джордж Товстига.
Конференция «Образование и мировые города» закончится серией научно-практических семинаров в субботу, 20 мая. Ознакомиться с программой третьего дня можно по ссылке.