О проекте
«Art&Science: наука, искусство, музей» — это совместный проект Университета ИТМО и Государственного Эрмитажа, который призван рассказать о современных методах взаимодействия науки и искусства, а также о различных философских проблемах, возникающих в ходе применения научных разработок в художественной и музейной практике всего мира. Лекторами на семинарах выступают как российские, так и иностранные специалисты. Встречи проходят каждую третью субботу месяца до июня 2017 года в здании Главного штаба на Дворцовой площади, и принять в них участие может любой желающий — нужно только пройти предварительную регистрацию.
«На первый взгляд, наука и искусство — вещи несовместимые, но, в то же время, мы уже их совмещаем, — отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в ходе церемонии открытия мероприятия. — Речь на семинарах будет идти о технологиях в точных науках, которые помогают развитию и изучению искусства, с помощью которых можно по-особому взглянуть на него и благодаря которым можно решить некоторые проблемы в искусстве. Иногда неподготовленным слушателям сложно понять некоторые аспекты изучения художественных произведений. Надеюсь, что выступления представителей точных наук, то есть людей, которые привыкли мыслить точными определениями, помогут лучше понять этот мир художников, скульпторов, реставраторов и других деятелей искусства. Мы уверены, что XXI век — это век гуманитарных наук. Поэтому наша задача — очеловечить происходящие изменения. С помощь этих семинаров мы делаем маленькие шаги в процессе, от которого зависят судьбы человечества».
Директор Эрмитажа напомнил, что, например, оптические технологии уже сейчас применяются для определения подлинности произведения искусства, а методы 3D-моделирования позволяют проводить виртуальные экскурсии в закрытые фонды музеев.
Партнером проекта Art&Science в области науки стал Университет ИТМО. Соединить в одном курсе семинаров искусство и науку было очень необычной идеей, которая потребовала деликатного исполнения, отметил ректор вуза Владимир Васильев. Кроме того, организаторы ставили перед собой цель сделать эти семинары интерактивными и доступными для максимально большого количества слушателей: житель любого города России или мира может следить за онлайн-трансляциями лекций или посмотреть их в записи. Кроме того, в конце каждого семинара слушатели в Главном штабе могут задавать вопросы лекторам.
«Художники предсказывали развитие технологий и человечества в целом, и только потом перед учеными ставилась задача достичь тех или иных идеалов, решить те или иные задачи. Лекторами Art&Science выступают известные ученые и искусствоведы из разных стран. Поэтому, я надеюсь, во время этих семинаров у представителей обоих сообществ и у слушателей возникнут новые идеи для дальнейшего развития как технологий, так и искусства», — прокомментировал Владимир Васильев.
Фотоспектроскопия для выявления подделок
Первым лектором семинара стал Николас Исто, физик и искусствовед в компании по техническому обследованию произведений искусства Art, Analysis & Research (Великобритания). Он рассказал, как ученые из его лаборатории используют метод фотоспектроскопии для определения подлинности произведений живописи. Для этого они фотографируют полотна камерой с высоким разрешением в разных диапазонах длин световых волн. Благодаря этому получаются снимки полотен, на которых изображены «внутренности» картин. Ученые могут увидеть сам процесс создания произведения, то есть то, что было на полотне до нанесения краски, на какой подложке лежал холст, и даже то, какие именно краски были использованы и где они были куплены.
Например, британские ученые исследовали с помощью этого метода написанный Василием Кандинским портрет его жены Нины. Дело в том, что сама Нина не любила этот портрет, и полотно долго считалось утерянным. Когда оно нашлось, у искусствоведов возникли сомнения в его подлинности. Однако фотоспектроскопия показала, что изначально на холсте был набросок пристани с лодками и гуляющими по набережной людьми. Этот набросок действительно был сделан Кандинским, и найденный портрет Нины был признан подлинным.
Используя другие оптические и химические явления, например, рентген или флуоресценцию, ученые могут узнать и состав пигментов, которые использовались для создания красок. При этом разные пигменты были доступны художникам в определенные промежутки времени. Например, натуральный ультрамарин (яркий и насыщенный голубой цвет) использовался до 20-х годов XIX века, пока не был вытеснен из мира живописи дешевым искусственным аналогом. Таким образом, ученые могут также определять подделки по химическому составу красок, анализируя, могли ли такие пигменты существовать в то или иное время.
При детальном рассмотрении изображений в микроскопах можно даже определить текстуру подложки, на которой лежал холст. В некоторых случаях ученые могут назвать породу дерева, из которого была сделана подложка, и таким образом выявить источник сырья для производства инвентаря художников. Это также способствует определению подлинности картины и открывает новые факты в истории искусства.
Наука и искусство: история взаимодействия
Куратор британской галереи Arts Catalyst Клаудиа Ластра рассказала слушателям семинара краткую историю взаимодействия представителей искусства с учеными, промышленниками, экологами и работниками сферы сельского хозяйства. Это сотрудничество, а иногда и противостояние, началось вместе с промышленной революцией в середине XVIII века, когда заводы и фабрики стали захватывать города, а человек — превращаться в «винтик» огромной системы производства. Тогда художники были скорее противниками экономического развития, так как не видели места человека в нем.
Эти первые «ростки» художественного взгляда на технологические изменения повлияли на деятелей искусства и в XX, и в нынешнем XXI веке. В середине прошлого столетия начали появляться сообщества художников, которые ставили перед собой цель информировать людей о достижениях технологического прогресса и о том, как можно использовать их в будничной жизни. Они размышляли, как наука может повлиять на промышленность, и представляли свои идеи в живописи, скульптуре, кинематографе.
А идеи предлагались самые невероятные: например, что в будущем все станут жить под стеклянными куполами, выращивать сельскохозяйственные культуры прямо в городах, что машины после окончания периода функционирования будут саморазрушаться. Некоторые из этих предсказаний действительно сбываются: в частности, из-за сокращения количества плодородных земель, проблем логистики и роста потребления ученые вынуждены создавать специальные городские теплицы для выращивания растений.
Сегодня искусствоведы и художники работают вместе с учеными, чтобы улучшать условия жизни. Например, в рамках инициативы «Арктическая перспектива» деятели искусства выезжают в приарктические районы и ищут там новые способы применения современных технологий для повышения качества жизни. Есть и менее практико-ориентированные проекты, когда музыкантов и фотографов помещают в специальные камеры с особыми условиями гравитации, чтобы они могли по-новому осознать и художественно представить это физическое явление. Погружаясь в ту или иную технологическую среду, художники ищут в ней невидимые глазу обывателя проблемы, отражают их в своих произведениях искусства, и таким образом хотят сфокусировать внимание ученых на их решении.
Добавим, что следующая встреча в рамках семинара «Art&Science: наука, искусство, музей» состоится 17 декабря. Следить за обновлениями программы можно здесь.