Всего на пионерский курс по научной коммуникации записались 1653 человека, 57 из них набрали 60% и более в прогрессе курса. Как отмечает куратор просветительского проекта «Лекториум» Анастасия Иванова, это средний результат для платформы. Однако высокий интерес слушателей к курсу демонстрирует их активность на форуме «Лекториума».
«Средний процент людей, успешно завершивших курс, обычно составляет 3−7% от числа записавшихся. А количество людей, которые вообще приступают к выполнению заданий, обычно колеблется в районе 20−30%. В нашем случае к выполнению заданий приступили 335 человек. Хорошим показателем вовлеченности людей является форум: на форуме этого запуска 393 сообщения, тогда как средний показатель по платформе — 100−150. Количество просмотра тем тоже заставляет задуматься. Одна только ветка „Проверочные задания“ набрала 4500 просмотров», — комментирует Анастасия Иванова.
По словам авторов курса, в роли слушателей выступили самые разные люди — как просто студенты, интересующиеся наукой, так и опытные научные коммуникаторы, действующие ученые. Больший интерес они проявили к журналистике, нежели к PR. Эксперты связывают это с тем, что ее результаты видны невооруженным взглядом; работа же пиарщиков в большей степени скрыта от глаз людей, и процесс может оказаться куда более сложным, чем это видится в конечном результате.
«Это мой первый MOOC как преподавателя и далеко не первый как слушателя, так что мне было очень интересно переместиться „на другую сторону экрана“. Я понимала, что это, скорее всего, будет неровный опыт, и готовилась узнать много нового о себе, своих учебных материалах и о преподавании вообще. Узнала. Так что это явно не последний мой курс, — комментирует научный и экологический журналист, автор GEO, Colta.ru, N+1, „Чердак“, Russia Beyond the Headlines Ольга Добровидова. — Кроме того, я ожидала интересных историй, и здесь это тоже оправдалось. Это же прекрасно, когда не можешь оторваться от большого и интересного научно-популярного текста, который слушатель с явной любовью написал о своей работе».
Кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биофизики СО РАН, популяризатор науки, научный блогер Егор Задереев подчеркивает, что самой сложной задачей для слушателей MOOC стало написание лонгрида в короткие сроки. Также не всегда было просто собрать лекторов вместе, поэтому в некоторых фрагментах лекции могли пересекаться.
«Курс был важен для меня в первую очередь возможностью систематизировать свои представления о предмете и изложить в виде отдельных лекций. Лично мне этот материал теперь пригодится в дальнейшей работе, как своеобразная реперная точка. Надеюсь, слушателям было тоже интересно и полезно, — говорит Егор Задереев. — Возможно, в будущем стоит добавить в курс немного теории про модели коммуникаций, про выгоды для ученых от научных коммуникаций, а также подумать про задание в области PR и решения кейсов по реализации конкретных коммуникационных стратегий или достижения конкретных целей».
Руководитель научно-популярного проекта «Чердак» ТАСС-Наука, основатель пресс-службы МФТИ и куратор MOOC по научной коммуникации Александра Борисова добавляет, что курс доказал свою боеспособность, и изменения в программе перед перезапуском будут, но, скорее всего, небольшие.
«Я всегда говорю, что если после завершения работы у вас появилось желание повторить все это от начала и до конца, потому что теперь-то вы знаете, как НУЖНО, то это и есть хорошо сделанная работа. Но это будет уже другая история, — считает Александра Борисова. — Это первый в истории подобный курс, поэтому единственным моим ожиданием было познакомиться со слушателями — людьми, которым эта тема интересна. И оно оправдалось, у нас были совершенно потрясающие слушатели, они общались и с нами, и друг с другом, так что курс стал не только традиционно обучающей площадкой, но и точкой плодотворного нетворкинга. Я очень довольна этим».
Отметим, что Университет ИТМО развивает проекты открытого образования уже несколько лет, и преподаватели вуза ведут массовые открытые онлайн-курсы на площадках разного уровня. Так, на платформе edX представлен курс под названием «Как побеждать в соревнованиях по программированию: секреты чемпионов». Также MOOC преподавателей Университета ИТМО доступны на российской платформе «Открытое образование» и на собственной площадке ITMOcourses.