Вячеслав Гораш из 10 класса Лицея №590 изобретает с детства — например, в прошлом году он придумал устройство, которое сможет помочь незрячим людям ориентироваться в пространстве. Тогда он только увлекся робототехникой. Все начиналось с простого робота, который мог обходить препятствия. Но позже Слава решил, что его разработка должна приносить реальную пользу людям.
«Изначально я просто сделал ездящего робота, который мог ориентироваться в пространстве и не натыкаться на стены. Но потом я поговорил с учителем биологии, и он посоветовал мне сделать устройство, которое могло бы помочь незрячим людям, — рассказывает Вячеслав Гораш. — Я переделал немного свой проект. В итоге я сделал устройство, которое закрепляется на руку и помогает человеку ориентироваться в пространстве. Позже я расширял его функционал, и сейчас у него в общей сложности четыре функции. Помимо того, что он определяет дистанцию до объекта, он может определять цвет, уровень освещенности в комнате, а также с помощью специального маячка может отметить в комнате какой-либо объект, на который необходимо выйти, и, собственно, выводит человека именно к нему»
Тестировал прототип Слава на себе: школьник два дня ходил с завязанными глазами, чтобы подстроить все параметры и обеспечить нормальную скорость работы прибора. На отладку системы у него ушло два месяца, зато в итоге удалось добиться того, чтобы устройство оперативно предупреждало о препятствиях, даже если человек передвигается по комнате обычным, вполне быстрым шагом. Сейчас Слава увлекся криптографическими алгоритмами, однако не исключает, что в будущем, возможно, доведет устройство до конечного продукта и займется оформлением патента.
Запатентовать изобретение школьника — это реально?
Такая возможность у Славы и любого другого талантливого изобретателя, даже несмотря на юный возраст, есть, говорит директор Лицея №590 Алексей Каменский. Именно здесь в 2010 году впервые прошел конкурс «Школьный патент», организованный факультетом «Институт международного бизнеса и права» Университета ИТМО. Главная идея конкурса — позволить любому школьнику, начиная с первого класса, не только предложить свою разработку и получить грамоту победителя, но и оформить свои права на интеллектуальную собственность. И, возможно, в дальнейшем попробовать создать собственный коммерческий продукт.
«У конкурса есть как минимум три черты, которые отличают его от подобных проектов, которых сейчас существует достаточно большое количество. Во-первых, ни в одном конкурсе детям-победителям, если у них есть действительно интересные работы, никто не помогает оформлять патент на изобретение или иным способом регистрировать свои права. А “Школьный патент” благодаря тому, что одним из основателей конкурса является Роспатент, может это осуществить. Этого не делает ни один конкурс, в России точно. Кроме того, конкурс помогает внедрять эти изобретения. И третье: здесь существует очень широкий спектр номинаций. Это конкурс для всех детей, не только для “технарей”. Здесь можно предложить все: от новой спортивной игры и спортивного снаряда до уникального дизайна продукта», — отмечает Алексей Каменский.
Например, одна из участниц конкурса — Анна Митяева из третьего класса школы №320 — нарисовала несколько вариантов закладок для книг и уже смогла свой продукт коммерциализировать: дизайн заметила коммерческая фирма и теперь закладки продаются в разных киосках города, рассказывает он. А старшеклассник — кадет 9 класса Тюменского президентского кадетского училища Семен Курочкин — представил на конкурс тренажер для тренировки снайперов под названием «Пучеглаз». Этот роботизированный комплекс может быть использован в качестве тренажера для упражнений и тренировок по корректировке зрения по методике Джонатана Барнса. Кадет получил специальный приз от Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России.
Победителем в одной из номинаций — «Важное для обороны страны» — в прошлом году стал одиннадцатиклассник Андрей Тен. Он задался вопросом, сколько цветного металла можно получить, не взрывая, а утилизируя по правилам, просроченные артиллерийские снаряды и разработал способ утилизации снарядов без взрывов на полигонах. Его изобретение стало основой серьезной научно-исследовательской работы, которая сейчас ведется в Университете ИТМО.
Пробуют силы в инновациях даже самые маленькие: в прошлом году жюри покорил пятилетний Николай Денисенко, который представил решение в номинации «Умный город». Малыш не только придумал собственную конструкцию передвижной автомобильной мойки, но и в деталях смог объяснить взрослым, как его изобретение должно работать.
«Так или иначе, независимо от периода времени, дети изобретали всегда, потому что ребенок в принципе рождается с творческим мышлением. Другое дело, что иногда неграмотное педагогическое руководство загоняет его в определенные рамки. А сегодня мы благодаря такому конкурсу практически обобщили все наработки, которые есть в дополнительном образовании, в единый проект, где ребенку дается возможность выбора — изобретать не только в техническом направлении, но и в творческом. При этом ребят не просто награждают привычными грамотами, но и дают возможность обучаться в дальнейшем. Таким образом, мы воспитываем со школьной скамьи конкурентоспособную личность», — добавляет начальник отдела образования Красносельского района Ольга Нестеренкова.
За семь лет конкурс превратился из локального городского события в мероприятие с международным охватом. Сегодня в России работают восемь региональных представительств конкурса, количество участников в прошлом году составило около полутора тысяч человек. А недавно в лагере «Байтик» (Казань) состоялся первый всероссийский слет, где талантливые школьники смогли поработать над проектами под руководством ученых-практиков.
Патент получен. Как приступить к его внедрению?
За время существования конкурса его участникам помогли оформить несколько патентов, сформировать технические задания на дальнейшие исследования, а также найти покупателей на разработки, говорит декан факультета «Институт международного бизнеса и права» Университета ИТМО Елена Богданова. Однако получение патентов — только начало пути. Главная задача — превратить свою разработку в рабочий продукт. На этом этапе школьнику могут помочь более опытные специалисты. Например, в прошлом году за доработку двух проектов, показавших себя на «Школьном патенте», взялись магистранты Университета ИТМО.
«Сначала дети работают сами или со своими научными руководителями, а потом мы предоставляем им наших консультантов. Таким образом, если им требуется доведение изобретения до внедрения, какие-то сложные математические расчеты, описание формул, программирование — то, что они в силу своего возраста и текущих возможностей не могут сделать сами, — мы им помогаем, — рассказывает Елена Богданова. — Первого сентября мы предлагаем ребятам-магистрантам проекты, которые стали победителями «Школьного патента» текущего года. Если им эти темы интересны, они берутся за работу».
Кто такой специалист по инновациям и что он должен уметь?
Пока талантливые школьники ведут свои разработки в свободное от учебы время — дома или консультируясь с учителями после уроков. Однако в будущем, уже при поступлении в вуз, они вполне могут сделать свою тягу к изобретениям профессией, которая так и называется — специалист по инновациям.
Как отмечает Елена Богданова, для нее уже подготовлен профессиональный стандарт, и до конца этого года такая должность должна официально закрепиться в тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий. Специалистов по инновациям, начиная с первых курсов бакалавриата, готовят в нескольких вузах Петербурга и Москвы, в том числе на кафедре интеллектуальной собственности и управления инновациями в Университете ИТМО, где открыт бакалавриат по направлению «Инноватика».
Впрочем, несмотря на новое название, в целом такая профессия существует давно, добавляет декан факультета «Институт международного бизнеса и права» Университета ИТМО. Сегодня похожие функции выполняют заместители директоров и менеджеры по развитию компаний. Кроме того, уже сейчас многие компании стали открывать подразделения, которые не просто называются «отделы интеллектуальной собственности», а, например, «отделы интеллектуальной собственности и трансфера технологий». Здесь трудятся как патентоведы, которые работают только над оформлением документов, так и специалисты, которые занимаются трансфером технологий, то есть их продвижением и продажей.
От специалиста по инновациям требуется широкий спектр компетенций. Это не только инженер, изобретатель, который на достаточном уровне разбирается в технологиях, но и тот, кто понимает, как эти технологии необходимо продвигать. По словам Елены Богдановой, спрос на таких специалистов растет с каждым годом.
«Сейчас техника постоянно обновляется, инноваций появляется огромное количество, во всем этом надо разбираться: что оформлять как интеллектуальную собственность, а что нет, прятать ли секрет производства или, наоборот, говорить о нем, делая рекламу. Все эти нюансы – то, что называется экономикой знаний – стремительно выходят вперед, — говорит она. — Нужны специалисты, эксперты, которые определяют, каким образом новые достижения в науке и технике могут быть реализованы в виде конкретных, экономически целесообразных проектов. Разрабатывая новый продукт, эти специалисты должны уметь сразу учитывать затраты и условия его продвижения на рынке, возможности его согласованного взаимодействия с другими подобными ему продуктами. У нас есть рынок спроса, и с каждым годом он растет».