Юля, ты выступала в рамках V сессии научной школы «Биотехнологии и ресурсосберегающие инженерные системы». Расскажи подробнее о проекте. С чего началась работа над ним?
Мой проект посвящен изучению грибов вешенок и определению условий для их роста и развития. Взять эту тему предложила моя учительница биологии в прошлом году. Вообще, на самом деле темы на выбор было две: кариес и исследование про грибы. Но я боюсь докторов, как это часто бывает, поэтому я решила первую тему не брать. Да и потом мы с мамой — заядлые грибники, поэтому было интересно исследовать именно эту область.
Когда я готовила исследование, я была на производстве шампиньонов, а потом на производстве вешенок в поселке Стеклянный. Там нам дали огромный мешок с мицелием и субстратом, показали, как выращивают грибы в промышленных условиях. А грибы выращивают как раз в таких огромных мешках, где они при определенных условиях растут, а потом появляются сквозь специальные сделанные заранее прорези.
В течение эксперимента грибы мы выращивали прямо дома — соблюдали всю технологию, поддерживали условия. У нас был примерно такой же мешок, как на производстве, который в общей сложности весит 25 килограммов. Выяснилось, что грибам нужно очень много воды, если просто их опрыскивать, они начинают сохнуть. На самом деле очень сложно соблюдать все необходимые условия.
А как вы узнали о Конгрессе молодых ученых?
Ирина Михеева (мама Юли): Мы давно ходим в Университет детей, и, так как он проходит в здании Университета ИТМО, мы имели возможность посмотреть, какие мероприятия здесь проходят. Мы были также и на Дне открытых дверей вуза: для ребенка это был ярчайший день, она до сих пор вспоминает. Она увидела опыты, поучаствовала в конкурсах и стала задавать вопросы, в том числе по своей научной работе, завязалась даже целая дискуссия. Я узнала, что здесь проводится конгресс, на который нас впоследствии пригласили.
Когда ты начала заниматься наукой? Почему именно биологией?
Юля Михеева: Биологией я стала интересоваться еще в детском саду. Мне нравятся и растения, и животные. Уже год я хожу в эколого-биологический центр на Крестовском острове. Там мы сажаем цветы в оранжереях, изучаем животных, нам показывают различные опыты — химические и физические.
Мы с мамой постоянно что-то выращиваем дома — у нас уже есть целая грядка прямо в квартире. Сейчас к эксперименту присоединились и мои друзья — они как раз живут за городом. Когда потеплеет, они согласились пересадить эту грядку себе на участок. Как раз к этому времени наши растения еще больше подрастут, поэтому интересно будет посмотреть, что получится в итоге.
А вообще, у нас в семье все разные — некоторые хотят жить в городе, потому что там есть Wi-Fi. Например, моему брату почему-то не нравится биология. И я встречала достаточно много людей, которым она не нравится. Почему? Как мне кажется, потому что она сложная. А лично я, напротив, хотела бы жить где-нибудь за городом — в лесу. Например, у одной нашей учительницы — она живет за городом в Токсово, недалеко от зубровника, — есть волк. Она изучает его повадки. Это очень здорово.
Чем ты занимаешься кроме биологии?
Я хожу в музыкальную школу, на китайский язык, на олимпиадное программирование, на волейбол и в школу, конечно.
На китайский?
Да, на занятия по китайскому я хожу уже два года, к нам приходят носители языка, много рассказывают о культуре. Это очень интересно.
А время на отдых остается?
Конечно, в свободное время я общаюсь, гуляю с друзьями. Мы общаемся и на занятиях в Университете детей в воскресенье.
С чем планируешь в будущем связать свою жизнь, уже задумывалась?
Когда я подрасту, да, скорее всего, интересы у меня поменяются, но биологию я не заброшу. Потому что мне это действительно нравится.
Ирина, вопрос к Вам: когда Вы впервые заметили, что ваш ребенок проявляет интерес к науке? И самое главное: как вовремя заметить этот интерес и помочь ему развиться?
Когда еще совсем маленький ребенок начинает подрастать, мальчики обычно берут в руки технику, а девочки – куклу. Юля не взяла ни то, ни другое. Она взяла игрушку, которая похожа на реальное животное. Мне стало понятно, что ей нравится конкретика, реальность и что ей очень нравится природа. Кроме того, у меня есть старший сын, образованием которого мы также активно занимаемся. Юля все это слушала, впитывала. «Бородино» рассказывала уже в три года. И читать тоже начала уже тогда.
А интерес к биологии возник после того, как старший брат начал ходить в кружок биологии. Он к предмету интерес потерял, а она очень хорошо там прижилась. Причем, ничего там не записывала, запоминала и сразу говорила по существу. Но так как лично мне интересна физика и математика, я начала заниматься с ней еще и этим. Признаюсь честно: к математике я в свое время ее подтолкнула, но биологией и даже китайским она захотела заниматься сама.
На ваш взгляд, занятие наукой перспективно с точки зрения дальнейшей карьеры, финансового успеха?
Я считаю, что прежде всего нужно заниматься тем, что нравится. Если ей нравится биология, значит, следует обязательно ей заниматься. Однако я уверена, что хороший специалист должен быть успешен и в других областях: Юля увлекается биологией, тратит на нее много времени, получают отличные результаты, но только биологией жизнь не ограничивает. Ученых достаточно много, а вот нобелевских лауреатов – единицы. Именно об этом я говорю.
Только симбиоз интересов плюс знание языков, на мой взгляд, приведет к тому, что ребенок будет успешен в карьере и обеспечен финансово. Насколько я вижу, сейчас в науке все большее значение приобретает именно это сочетание технического, прикладного, и философского, гуманитарного в том числе. Поэтому я стараюсь, чтобы ребенок был развит во многих областях: это и музыка, и математика, и биология, и языки — китайский и английский, в частности. Мы постоянно что-то слушаем, читаем. И Юля много уже прочла не по возрасту.
Где сегодня можно действительно с раннего детства начинать развивать свои возможности? Одной школы вряд ли будет достаточно.
В школе научная деятельность, конечно, ведется на совершенно другом уровне. В университетах, на таких конгрессах есть возможность пообщаться со специалистами, причем даже язык общения здесь совершенно другой. Это важно, потому что так ребенок уже привыкает учиться и делать работы на порядок выше. У меня много знакомых, которые живут за границей, и там как раз эта система хорошо развита: ребенка, способного к научной деятельности, сразу приучают делать и презентовать свои работы с юных лет. И у Юли уже очень хорошо получается выступать, она абсолютно свободно чувствует себя, отвечая на вопросы. Я бы, например, так не смогла, растерялась бы.
Если ей что-то интересно, я даю ей возможность попробовать. Пластилина уже покупаю, например, по 10 пачек. Я не отказываюсь от тех возможностей, которые нам предлагает наша жизнь. Если нас возьмут в школу юного биотехнолога в Университете ИТМО, которую курирует доцент кафедры прикладной биотехнологии Людмила Надточий, мы бы хотели писать следующие научные работы уже с сотрудниками вуза, потому что здесь совсем все по-другому. Школьное образование никак не поддерживает талантливых детей, которые могут вести научную деятельность. Вот кто из нас вел в школе научную деятельность? Думаю, немногие. А дети на самом деле это могут и хотят заниматься наукой.