Что такое WorldSkills?
Worldskills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. Движение зародилось в послевоенной Испании (в 1947 году) в ответ на острую нехватку квалифицированных рабочих кадров, к настоящему моменту его участниками стали уже 77 стран. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня мероприятия, организованные в рамках движения, становятся эффективным инструментом подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.
Под эгидой WorldSkills проводятся региональные, национальные и мировые чемпионаты, континентальные первенства. Участники совершенствуют свои навыки, соревнуясь по основным блокам профессий, среди которых строительная отрасль, информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, промышленное производство, сфера услуг и обслуживания гражданского транспорта.
Мировые первенства WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники — в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания. Конкурсанты отбираются на региональных профессиональных чемпионатах во всех странах-членах WorldSkills. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. При этом результат выступления команды говорит не только о личных профессиональных качествах участников, но и об уровне профессиональной подготовки и общем уровне качества услуг на родине участников.
Worldskills в России: как все начиналось?
Россия присоединилась к международному движению WorldSkills в 2012 году. Первый чемпионат по стандартам WorldSkills, в который была включена компетенция «Холодильная техника и системы кондиционирования», состоялся в Москве. Идею поддержали и в регионах, где стали проводиться локальные соревнования. Как отмечает член экспертного совета WorldSkills Russia Андрей Пивинский, изначально эта работа велась энтузиастами, основными целями которых были популяризация компетенции, обмен опытом, подготовка квалифицированных кадров и совершенствование системы образования. Первые чемпионаты демонстрировали довольно слабые результаты, однако такой старт позволил реализовать идею движения в России и привлечь действительно мотивированных ребят, готовых развиваться дальше.
«Тогда движение поддержали первые учебные заведения и компании. А потом они начали развивать свои центры подготовки и начали присылать мотивированных студентов в СЦК “Холодильная техника и системы кондиционирования” для подготовки к следующим чемпионатам, — рассказывает он. — Параллельно мы начали выстраивать целую систему подготовки к чемпионатам. Ребята тренировались в регионах и потом уже для последующего отбора, для получения более серьезных навыков они приезжали в СЦК в Петербург, где проходили месячные, двухмесячные модули подготовки, сдавали итоговые тесты».
Одним из первых международных испытаний стал международный чемпионат в Лилле, который проходил в 2014 году в рамках EuroSkills. Однако там еще неопытная команда из России не смогла показать высокий результат. Ведь, например, в отличие от корейской сборной, которая готовится к мировому чемпионату WorldSkills пять лет, российские участники тренировались один-два месяца в рамках краткосрочных образовательных модулей. После этого в систему подготовки, в том числе базовой, внесли существенные изменения – в основу были положены актуальные требования рынка труда. Кроме того, помимо «жестких навыков» (hard skills), большое внимание в подготовке участников стало уделяться и «гибким», в том числе коммуникативным навыкам (soft skills).
«Вместе с Союзом WorldSkills мы сделали серьезные выводы и разработали программу непрерывной подготовки для расширенного состава национальной сборной. Мы проводили отборы среди ребят из разных регионов. Они проходили конкурсный отбор по hard skills и soft skills, получали большой объем теоретических знаний, занимались со специальными тренерами. Огромное внимание мы уделили знанию иностранного языка, ведь без этого невозможно выступление на чемпионатах и выполнение заданий. Мы готовились будто к Олимпийским играм. При этом такой специалист, впоследствии попадая на производство, становится незаменимым, кастомизированным сотрудником», — рассказывает Андрей Пивинский.
Тогда же, в рамках подготовки национальной сборной WorldSkills Russia к мировому чемпионату профессионального мастерства, который проходил в 2015 году в Сан-Паулу (Бразилия), тренировочной площадкой для российских участников стал Университет ИТМО. Работа проходила на базе созданного Специализированного центра компетенций WorldSkills по компетенции «Холодильная техника и системы кондиционирования воздуха» (СЦК).
Центр компетенций в Университете ИТМО: как готовят чемпионов мировых первенств
Компетенция «Холодильная техника и системы кондиционирования воздуха» считается одной из самых сложных, она подразумевает не только серьезную теоретическую подготовку, но и наличие опыта у участников. Именно поэтому тренировки, проходящие на базе СЦК, охватывают все направления теоретической и практической подготовки по данной профессии в соответствии со стандартами WorldSkills. В задачи участников компетенции входит монтаж и пуско-наладка холодильной установки, изготовление частей фреонопровода, установка элементов холодильного контура, выполнение электрических соединений, программирование контроллеров, работа с современными хладагентами и программами.
На базе СЦК были разработаны методики подготовки кадров, проведения региональных и национальных соревнований РФ, которые впоследствии были успешно внедрены на территории других регионов.
«Центр стал естественным шагом в выстраивании системы подготовки, которая началась в России в 2012 году. К настоящему моменту через Центр компетенций в Университете ИТМО прошло огромное количество как участников, так и преподавателей, которые сейчас развивают холодильную технику, в том числе по стандартам WorldSkills в своих учебных заведениях, — говорит Андрей Пивинский. — Стандарт WorldSkills — это свод всех мировых тенденций и потребностей индустрии, которые предъявляются к специалисту. Главная цель — подготовить специалиста, который удовлетворяет требованиям рынка. Стандарты WorldSkills ложатся в задания, которые определяют последовательность действий и тестируют навыки специалиста. Кроме того, они подразумевают определенные регламенты проведения чемпионатов. Все это создает комплексную, открытую, публичную оценку, которая может показать реальные потребности индустрии и то, что сейчас может дать система образования любой страны».
Постепенно к работе также подключились индустриальные партнеры — крупнейшие мировые компании Rothenberger, Danfoss, российские компании «Лэнд», «Остров», «Крео Групп» и другие, которые стали направлять на подготовку своих специалистов. Международные партнеры, такие как Rothenberger и Danfoss, предоставляли современное оборудование и материалы.
Результат: медали в Гетеборге и на WorldSkills Abu Dhabi-2017
Результатом выстроенной системы стали победы российских участников и экспертов на EuroSkills в Гетеборге (одну из первых медалей для российской сборной принес специалист в компетенции «Холодильные технологии и кондиционирование»), а также на WorldSkills Abu Dhabi-2017, где национальная сборная России заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей (шесть золотых, четыре серебряных, одну бронзовую) и 21 медальон за профессионализм.
Победителем мирового первенства в компетенции «Холодильная техника и системы кондиционирования воздуха» стал Вадим Поляков, специалист из Татарстана, проходивший подготовку на базе СЦК в Университете ИТМО. Как отмечает Андрей Пивинский, победитель занимался в центре два года, и большим вкладом в его успех стала не только мотивированность самого участника национальной сборной, но и его работодателя, который был готов отпускать Вадима на длительные стажировки в Петербург.
Первые места специалисты, проходящие подготовку в Центре компетенций, занимают и на многочисленных международных чемпионатах, а также локальных соревнованиях, проходящих по стандартам WorldSkills. Так, выпускник из Краснодарского края, проходивший подготовку в СЦК в Университете ИТМО Александр Леушин, занял первое место в Китае, а выпускник из Свердловской области Владислав Зуев показал самый высокий уровень в Намибии.
Как WorldSkills становится общепринятым стандартом в профессии
«За последнее время, если брать участников всех вступительных испытаний и мероприятий, через Центр компетенций в Университете ИТМО прошло огромное число соискателей из различных регионов страны. Для многих это стало серьезным вкладом в их дальнейшее развитие, в выбор профессии, в карьеру», — подчеркивает Андрей Пивинский.
Помимо подготовки участников национальных сборных, которая ведется непрерывно, в Центре есть программы, предназначенные для тренировки специалистов промышленных компаний, желающих повысить свой уровень навыков, а также обучающие программы для преподавателей из регионов, которые смогут транслировать полученные навыки на местах.
В будущем, как отмечает Международный эксперт WorldSkills Russia, накопленный опыт необходимо развивать и транслировать в масштабах всей страны, создавая качественную систему подготовки как специалистов предприятий, так и преподавателей вузов. Уже проходит межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills, в движение интегрируются высшие учебные заведения России. Накануне в Университете ИТМО завершился первый межвузовский отбор по компетенциям «Лазерные технологии» и «Холодильные технологии и кондиционирование». По результатам соревнований их победители поедут на первый межвузовский чемпионат в Москву.
«Наша задача — разработать такие программы, которые позволят, как, например, в европейских странах взять любого специалиста из любого учебного заведения и подтвердить, что он соответствует уровню Medallion of Excellence. Для этого нужны программы, которые необходимо дальше интегрировать в систему образования, проводить непрерывную работу», — говорит Андрей Пивинский.
Как отмечает генеральный директор Союза WorldSkills Russia Роберт Уразов, за 2017 год через чемпионаты WorldSkills в России прошло около 150 тысяч учащихся рабочих и инженерных профессий. Движение в РФ поддерживают 160 компаний. По словам Уразова, для молодых профессионалов участие в проекте является самым быстрым социальным лифтом, возможностью найти работу по душе с достойной зарплатой.
Андрей Пивинский добавляет, что с годами выгоду от участия в процессе подготовки комплексных специалистов начинает видеть все больше индустриальных партнеров. Ведь обученный по международным стандартам профессионал позволяет в перспективе избавить компанию от целого ряда издержек. Именно поэтому Союз WorldSkills Russia уже начал разрабатывать комплексную и прозрачную систему, которая позволит работодателю ориентироваться в знаниях и навыках потенциального сотрудника.
«Часто получается так, что сервисный специалист, инженер выезжает на объект, проезжает 250 км, делает ошибку на объекте, едет обратно, тратит топливо, время, объект вовремя не сдается. А ведь всего лишь надо пройти основные операции в тренировочном процессе, подготовить его с самого начала, отработать процедуру по максимуму, чем мы и занимаемся в Центре компетенций. И этих затрат уже не будет, — приводит он пример. — Поэтому можно с уверенностью сказать, что в перспективе количество заказчиков на таких специалистов будет только увеличиваться. На сегодняшний день Союз WorldSkills работает над практикой Skills-паспорта, это документ, который получает специалист, пройдя через чемпионатную историю, систему отбора и по которому каждый работодатель сможет увидеть, в каком месте рейтинговой таблицы этот человек находится. Например, руководители предприятий понимают, что человек ниже уровня Medallion of Excellence будет обходиться в итоге дороже, чем профессионал».