Что такое цифровая культура и зачем она нужна?

Цифровая культура – это в первую очередь понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе или быту. И это относится не к смартфонам или умным кофеваркам, а к таким инструментам, как работа с базами данных, машинное обучение, компьютерное моделирование, статистический анализ, работа с графическими редакторами и многое другое.

Введение блока «Цифровая культура» будет реализовываться в соответствии с  концепцией развития Университета ИТМО – дорожной карты вуза на 2018-2020 годы, которая была одобрена Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров в октябре прошлого года. В коде ИТМО Цифровая культура идет под буквой F – фундаментальность, которая в том числе определяет основные компетенции, которыми должны обладать как выпускники вуза, так и сотрудники.  

Специалист, который обладает навыками в области цифровой культуры, знает, как использовать инструменты, предлагаемые нам современными информационными технологиями, вне зависимости от того, имеет ли он профильное образование в области IT. Более того, цифровая культура подразумевает, что человек соблюдает так называемую цифровую этику. Это значит, что он знает, как строить общение с другими пользователями, как представлять информацию о себе, какие данные являются публичными, а какие – нет, как обеспечить информационную безопасность, какое законодательство существует в его стране в области работы с данными. Иными словами, он осознает, как правильно позиционировать себя в информационном пространстве и какие границы нельзя переступать, когда находишься в нем.

Зачем нужны знания в области цифровой культуры? Информационные технологии проникли во все сферы жизни без исключения. Будущее за Интернетом вещей, блокчейном и другими распределенными сетями, автоматизацией и экономикой роботов. Информации в целом становится все больше и больше, и обработка данных может помочь в создании лучших социальных сервисов, внедрению инноваций в промышленности, в управлении. Такие профессии, как дата-сайентист и системный аналитик, становятся все более востребованными, хотя еще далеко не все понимают, чем занимаются эти специалисты. Большая доля общения, как делового, так и личного, происходит в сети, что определяет особенности мышления и поведения поколения. Таким образом, практически в любых сферах деятельности мы сталкиваемся с необходимостью хранить, искать и анализировать большие объемы информации.

Чтобы уметь это делать, то есть грамотно обращаться с окружающей нас информацией и при этом получать осмысленные результаты, и нужна цифровая культура. То есть человек, обладая знаниями в этой области, понимает, какие алгоритмы подходят для обработки и анализа данных, какие задачи можно ставить в области данных, какие технологии подходят для решения этих задач и каким результатам можно доверять.

При этом цифровая культура сегодня нужна абсолютно всем специалистам как в технических, так и в гуманитарных профессиональных областях. Ведь даже если в обязанности сотрудника не входит разработка, например, программного обеспечения, он должен уметь поставить перед программистом техническое задание, грамотно формулируя задачи своей предметной области. Статистический анализ и обработка больших данных важны в любой работе, связанной с экономикой. От специалистов в области коммуникации требуются навыки работы с графическими редакторами, системами CMS, HTML-разметкой и другими цифровыми инструментами. Филологу нужно уметь анализировать тексты, биоинформатику – обрабатывать последовательности ДНК. Потому что такова экономика будущего, и без знаний в области цифровой культуры уже невозможно стать востребованным специалистом практически в любой профессии.

Как будут развивать цифровую культуру в Университете ИТМО?

Путем введения блока дисциплин, которые будут обязательны к изучению для абсолютно всех студентов вуза, начиная с первого курса бакалавриата. Все дисциплины будут входить в учебный план по любому направлению подготовки, полученные знания будут оцениваться в стандартной форме зачета или экзамена. Блок дисциплин рассчитан на шесть семестров, каждый семестр будет изучаться одна дисциплина.

При этом в первые два года студент будет изучать обязательные дисциплины. Первой будет «Введение в цифровую культуру». Именно на этих занятиях обучающийся поймет, что это такое, зачем это нужно, как он сможет использовать это в реальной работе и жизни. Каждое занятие будет посвящено целому разделу информационных технологий. Это такие разделы, как архитектура компьютеров, основы языков программирования, технологии работы с большими данными, компьютерная безопасность, веб-технологии. Также в этой дисциплине будет рассказано об основных цифровых сервисах: как устроены социальные сети, что такое блокчейны и умные контракты, что такое электронное правительство и как создаются виртуальные музеи.

Во втором семестре будет курс по анализу данных, где студентам расскажут, как хранятся и обрабатываются данные, как их анализировать, а также как визуализировать результаты анализа. В третьем семестре студенты будут изучать статистику, а в четвертом – машинное обучение, нейронные сети и базы данных. В последние два семестра блока (третий курс) обучающийся сможет сам выбрать дисциплины из курсов по выбору, однако для некоторых из них могут потребоваться дополнительные или более углубленные знания. Для успешного освоения блока «Цифровая культура» студент должен будет успешно сдать основные и выборные дисциплины, чтобы в сумме они составляли не менее 18 зачетных единиц.

Магистранты будут изучать блок «Цифровая культура» в течение двух семестров. Это будут дисциплины «Обработка и анализ данных» и «Методы и технологии прикладного искусственного интеллекта». Что касается студентов, которые уже обучаются в Университете ИТМО, для них дисциплины блока «Цифровая культура» будут доступны по желанию.

При этом для студентов разных профилей подготовки одни и те же дисциплины будут преподаваться по-разному. Очевидно, что обучающемуся в области, например, управления не нужно учить языки программирования или методики обработки данных с помощью машинного обучения. Но нужно научить его работать с различными инструментами обработки информации, которые рассчитаны как раз на не-специалистов в области IT. А вот студенту-программисту можно более углубленно преподавать машинное обучение или статистику, а также обучать его алгоритмическим методикам обработки данных.

Более того, мы сделаем курсы так, чтобы они подходили под конкретные предметные области. Например, если мы будем преподавать статистику студентам, которые изучают биотехнологии, то мы будем использовать данные из этой области, показывать инструменты, которыми пользуются профессиональные биотехнологи. Для нас главное – интегрировать навыки в области цифровой культуры в те знания, которые студент получает по своему основному профилю образования.

В каком формате будут проходить занятия?

Чтобы уложить занятия в учебные планы по разным направлениям подготовки, занятия будут проходить в основном онлайн. Для этого будут сняты специальные обучающие видео, в которых лекции будут вести как преподаватели Университета ИТМО, так и приглашенные эксперты, в том числе из индустрии. Например, одна из лекций вводного курса будет посвящена Яндекс-сервисам. Некоторые лекции, возможно, будут проводиться в формате обычных занятий в аудиториях – точное расписание будет зависеть от пожеланий руководства различных факультетов. Также предусмотрены очные мастер-классы с преподавателями, в ходе которых студенты смогут задать вопросы, с которыми они не смогли разобраться самостоятельно.

Мы планируем создать несколько вариантов практических упражнений, которые будут соответствовать по тематике разным факультетам и кафедрам вуза, чтобы образование в области цифровой культуры было как можно более приближенным к реальным задачам, которые будут выполнять обучающиеся в профессиональной жизни. При этом, если студент поймет, что он заинтересован в той или иной дисциплине и хочет изучить ее более полно, он сможет посещать углубленные факультативные занятия, которые также будут организованы в рамках развития цифровой культуры в Университете ИТМО.

В перспективе можно также подключать слушателей блока дисциплин «Цифровая культура» к каким-либо проектам в области информационных технологий, которые проводятся учеными, аспирантами, другими студентами вуза. Таким образом, они смогут на практике применить знания, полученные при изучении блока.

Для того чтобы включиться в изучение цифровой культуры, от студентов потребуются минимальные знания в области информационных технологий: школьные знания по математике и информатике, то есть начальные навыки программирования, знание компьютерных алгоритмов, начальные знания курса алгебры (теория матриц), навыки работы с программой MSExcel. А вот для освоения дисциплины «Статистика» и модулей «Машинное обучение» и «Нейронные сети» потребуется знание начального курса высшей математики для вузов: алгебра, математический анализ, которые изучаются на первом курсе бакалавриата.

Добавлю, что сейчас разрабатывается концепция развития цифровой культуры и для сотрудников Университета ИТМО – профессорско-преподавательского состава, административного персонала. Внедрение этих компетенций будет повсеместным, а их наличие – определяющим для  всех, кто работает и учится в вузе.