В игры играет половина населения России и США
Согласно исследованиям Newzoo в 2017 году в России в различные компьютерные игры играли 71,3 миллиона человек, или половина всего населения. Точно так же и в США 50% всех американцев постоянно играют в видеоигры. Очень часто можно услышать обсуждения негативных последствий этого увлечения, однако зачастую они основаны на предвзятом мнении. ITMO.NEWS уже публиковал небольшой обзор современных научных исследований по поводу того, как компьютерные игры влияют на агрессивность, социальные навыки и успеваемость геймеров. Оказалось, что нет прямой связи между агрессией и жестокими играми, более того, зачастую успеваемость у геймеров выше, чем, например, у тех же любителей безобидных, на первый взгляд, социальных сетей. Хотя исследования также показывают, что чрезмерное увлечение соцсетями может вызывать стресс, потерю идентичности, проблемы с успеваемостью и живым общением, ухудшать настроение. Об этом также писал ITMO.NEWS.
Самое главное в случаях и с играми, и с соцсетями – это умеренность. Конечно, если сутки напролет просиживать за компьютером, сражаясь на стороне света, в реальной жизни мало чего получится добиться. Однако, если игры являются лишь хобби, они помогают развить множество полезных надпрофессиональных навыков, тех самых soft skills. И сегодня работодатели начинают обращать внимание на то, играет ли кандидат на должность в компьютерные игры или нет: ведь, если он геймер, это может быть показателем его крутых лидерских качеств и умения работать в команде, подчеркнула на лекции Мирослава Валькевич.
Системный анализ
Любой человек, который заходит в игру, а в особенности в онлайн-игру, сразу же начинает анализировать интерфейс, состав юнитов, карту игры, имеющиеся способности персонажей, вражеский потенциал. Как только игра начинается, игроку нужно быстро выстраивать стратегию, чтобы нанести противнику наибольший урон и получить максимум бонусов.
«По сути, это и есть системный анализ, отмечают авторы в своей книге “Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду”. Это навык, который раньше был доступен только интеллектуальной элите, то есть профессорам, ученым, СЕО крупных компаний. Сейчас же овладеть им может каждый. В книге также отмечается, что нынешнее поколение геймеров отличается от прошлого тем, что геймеры быстрее учатся, приспосабливаются к новым условиям», – сказала лектор.
Книга «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду» написана Митчелом Уэйдом и Джоном Беком, основателями бизнес-консалтинговой компании North Star, выпускниками Гарвардского университета. Книге уже больше 10 лет. Свои выводы авторы делают на основе исследования, в котором участвовали более двух тысяч работающих профессионалов в разных областях. ITMO.NEWS не успел ознакомиться с ее содержанием, однако, судя по некоторым рецензиям (например, тут и тут), в книге подробно описывается альтернативная, позитивная сторона увлечения компьютерными играми, благодаря которым работающие специалисты могут развивать в себе важные soft skills, однако не рассматриваются другие факторы, которые могли повлиять на успех участников исследования.
Упорство и стремление самосовершенствоваться
«У геймера подсознательно есть цель постоянно самосовершенствоваться. Когда вы играете, у вас закрепляются модели поведения, при которых вы постоянно работаете над ошибками, чтобы добиться результата, то есть победы в игре. Большинство людей сдаются, если у них не получается что-то раз или два в реальной жизненной ситуации. Но большинство геймеров будут пробовать снова и снова, пока у них не получится. Кроме того, активные игроки быстрее учатся новому, адаптируются к новой ситуации», – подчеркнула Мирослава Валькевич.
Действительно, в Техасском техническом университете выяснили, что некоторые геймеры более стойко принимают неудачи в жизни, потому что игра позволяет им отвлечься от проблемы, настроиться на позитивный лад, проанализировать ошибки и начать снова бороться. Однако это относится только к тем игрокам, для которых важен именно успех в прохождении игры, которому они искренне радуются. Те же геймеры, которые испытывают удовольствие только от самого процесса игры, склонны безразлично относится к успеху в реальной жизни, «закрываться», если у них что-то не получается и вести «защитную» стратегию, то есть огораживаться от принятия неудачи как таковой.
Ученые же в Университете Рочестера подтвердили, что геймеры обладают более высокой способностью к обучению, особенно если они играют в более активные игры типа Call of Duty. В исследовании участвовали две группы людей: одни играли в Sims, другие в Call of Duty по 50 часов в целом в течение девяти недель. После этого участники выполнили тесты, которые выявляют способность обучаться. Вторая группа справилась с заданием быстрее, чем первая. Ученые отметили, что в видеоиграх людям необходимо быстро разбираться с новой обстановкой, что положительно влияет на их способность к обучению в целом.
В интервью изданию Гарвардской бизнес-школы Митчел Уэйд и Джон Бек также сказали, что у геймеров развиты такие качества, как упорство, сообразительность, четкое видение будущих целей.
Игра в команде и лидерские качества
В том же интервью авторы «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду» указывают, что геймеры – это отличные командные игроки и лидеры, что может показаться поначалу странным: ведь они много времени проводят наедине со своим компьютером. Но не тут-то было.
«Любой онлайн-геймер знает, что результат игры зависит не только от его личного вклада, но и от того, как он проявит себя в команде. При этом игроки готовы выполнять мелкие рутинные задачи ради общего успеха, ради достижения высшей цели, то есть долго трудиться ради результата даже в течение нескольких месяцев. А если в игре вы берете на себя лидерскую роль и ведете за собой команду людей, то вам нужно объяснять свою позицию и договариваться с людьми, которых вы никогда не видели, с которыми до этого никогда не разговаривали. Это лидерский опыт. Кроме того, игры очень дисциплинируют. Потому что вы знаете, что ради победы вам нужно что-то вовремя сделать, обладать некоторыми навыками, исполнять приказы», – привела примеры Мирослава Валькевич. Она добавила, что для развития управленческих навыков и навыков работы в команде очень подходят игры по типу World of Warcraft.
И это в какой-то степени подтверждают исследования ученых. Год назад в Миссурийском университете наук и технологий решили проверить, какие важные для обычной работы навыки дает игра в World of Warcraft. В исследовании участвовали 288 геймеров, которые работали 38 часов в неделю на обычных работах, но при этом тратили по восемь часов в неделю на игру. Они заполнили анкету из 140 вопросов про их мотивацию, коммуникационные навыки и навыки работы в команде. Вопросы также помогли ученым понять, насколько в участниках развиты такие качества: экстраверсия, доброжелательность, открытость к новому, добросовестность, а также невротизм. Ученые составили психологические и социальные портреты участников. Особенность исследования заключалась в том, что эти портреты затем сравнили с характеристиками онлайн-персонажей, аватарами, которые участники исследования использовали в играх. Таким образом ученые хотели проследить, как навыки, полученные в онлайн-играх, действительно транслируются в реальную жизнь.
Руководитель исследования подчеркнула, что корреляций между онлайн-навыками и тем, как геймеры ведут себя в реальной жизни, оказалось, на самом деле, немного. Но те поведенческие модели, которые совпали и в онлайн-, и в реальной жизнях, оказались очень важными. Например, это открытость, то есть готовность к переменам. Особенно это касается технологического прогресса: геймеры более подготовлены к технологическим новинкам, так как они должны постоянно совершенствовать своих героев и добиваться результатов, постоянно выходить на новый уровень. Кроме того, игра помогает развивать уверенность в себе, что сказывается и на продуктивности, и на социальных навыках.
«Если вы устраиваетесь на работу в какую-либо технологическую компанию, то уже не лишним будет указать в резюме, в какие компьютерные игры вы играете, какие достижения в них у вас есть. Особенно это будет актуально, если вы хотите работать в игровой индустрии. Если у вашего потенциального руководителя есть игровой опыт, он будет понимать, что, играя в онлайн-игры, вы становитесь человеком-оркестром, потому что вам нужно выполнять множество задач одновременно, следить за различными показателями», – прокомментировала лектор в Университете ИТМО.
Тренировка жизненных ситуаций
Благодаря компьютерным играм человек может потренироваться вести себя в различных жизненных ситуациях. В онлайн-играх геймер развивает различные soft skills, а если у игры будет образовательный аспект, у геймера будет больше мотивации продолжать обучение. К такому выводу пришли ученые из Городского университета Нью-Йорка. В результате исследования было показано, что обучающие игры повышают мотивацию школьников изучать «скучные» предметы, например, математику.
В той же компании North Star, которую основали авторы книги о положительном влиянии игр на развитие soft skills, разрабатывают видеоигры для развития управленческих навыков. Например, в игре One Day геймер оказывается в аэропорту. Через час у него запланирован вылет, но вдруг звонит босс и говорит, что компании нужно срочно разработать новую стратегию, и требует от игрока несколько вариантов. И вот за этот час игроку нужно использовать свои лучшие надпрофессиональные качества, чтобы собрать максимум информации от сотрудников аэропорта и пассажиров, которая поможет выстроить несколько стратегий. Эту игру можно использовать для обучения студентов по программам MBA.
«Через игры человек может отрабатывать какие-либо навыки, которые будут полезны в реальной жизни. Здесь все, как у животных: когда детеныши играют между собой, они используют приемы, которые помогут им охотиться, общаться друг с другом, выживать», – прокомментировала Мирослава Валькевич.
Она добавила, что онлайн-игры разрушают любые стереотипы, которые связаны в том числе с этническими или национальными признаками человека. Ведь пока ты в игре, совсем не важно, кто твой комрад. Вас объединяет одна цель, и это осознание становится важнее, чем то, в каком теле вы находитесь, подчеркнула лектор.