Какими социологическими исследованиями занимается Лаборатория качества городской жизни Университета ИТМО и кто входит в ее состав?
Лаборатория занимается оценкой того, насколько людям хорошо жить в городе, насколько они счастливы, какие есть характерные практики в городском пространстве, как разнятся естественные и административные районы проживания людей. Наша команда – междисциплинарная: я социолог, у нас есть архитекторы, градостроители, специалисты по недвижимости, IT-специалисты. Сочетание компетенций позволяет говорить о людях в городском пространстве в комплексе. Темой исследования становятся городские эмоции, естественные ареалы обитания в городе, которые можно выявить на основании данных из социальных сетей и которые не сходятся с административным делением. Мы также анализируем городские пустоты. Обычно урбанисты говорят о смыслах, но мало внимания уделяется тем местам, где нет вообще ничего или что-то отсутствует, в то время как пустота – это некий ресурс, на наш взгляд. Мы изучаем разнообразие сервисов и работаем с субъективным восприятием этих сервисов со стороны жителей города, пытаясь выделить кластеры интересных сервисов. Помимо исследований, мы работаем над прикладными проектами, которые связаны с дизайном открытых и закрытых общественных пространств.
Расскажите подробнее про результаты исследования, связанного с изучением эмоций жителей в разных районах и местах Санкт-Петербурга.
Исследование базируется на стыке сбора данных и разработки платформы, которая позволяет эти данные собирать. Мы создали мобильную и десктоп-версии платформы Imprecity, на которой предлагаем людям отметить эмоции на карте города и подписать комментарии, объясняющие почему они испытывают в конкретном месте конкретную эмоцию. Мы призываем говорить об общественных пространствах – улицах, парках, площадях, хороших проектов которых сегодня не так много. На основании этих данных мы будем предлагать проект развития территорий. Результаты работы Imprecity – один из механизмов мониторинга качества жизни и городской среды, который заложен в рамках реализации программы «Умный Санкт-Петербург».
Мы заметили, что люди склонны отмечать больше радости, чем грусти, страха и злости. Мы предполагаем, что людям легче делиться радостью, однако могут быть и другие объяснения, которые мы сейчас ищем. Радость для петербуржцев базируется в центральных частях города, в исторических районах. Чаще всего это Невский проспект, Петропавловская крепость и улица Рубинштейна, из удаленных от центра территорий – Парк 300-летия. Необычно то, что негативные эмоции концентрируются тоже в центре. Порой одно и то же место вызывает и радость, и негатив, например, площадь Восстания. В данном случае радость обусловлена тем, что на площади часто выступают уличные музыканты, однако негатив вызывает вокзал и все вытекающие факторы – толпа, воровство, шум. Кроме того, люди неоднозначно относятся к ТК «Галерея», например, ярко положительных эмоций почти не встречается, зато есть резко негативные.
Из любопытных мест, которые вызывают негативные эмоции – Сенная площадь. Многие считают, что там небезопасно, и связывают свой страх с наличием рынка и приезжих из других стран, которые на этом рынке торгуют. Болезненная проблема для Петербурга – межэтнический конфликт, в ходе которого люди негативно реагируют как на представителей другой народности, так и на город. Работать с этой проблемой нужно не путем исключения мигрантов из жизни города, а в положительном ключе, развивая взаимодействие между людьми разных этносов.
Большинство и положительных, и негативных эмоций сконцентрированы в центре, а в местах, удаленных от центра, эмоций гораздо меньше, однако, как я уже сказала, довольно положительно люди реагируют на Парк 300-летия. Если говорить о причинах, то положительные эмоции возникают по банальным причинам – людям нравится красивые виды, зелень, музыканты, кафе или бар, возможность посидеть отдохнуть. Как мы видим – ничего экстраординарного, все приземленно, счастье города состоит в простых мелочах. Не нравится людям шум, толпа, ощущение небезопасности и разруха – тоже банальные причины, которые можно устранить.
В некоторых районах на карте, например, на Парнасе, заметны очаги отвращения. С чем связано такое отношение?
Зачастую причиной такого отношения становится скука, хотя о скуке меньше пишут в негативном ключе, чем о наглядных проблемах – яме, заборе, развалине. Если людям некуда пойти, автоматически рождается чувство скуки, и такого места хочется избегать, оно становится слепым пятном в ментальной карте людей, и это сильно отражается на эмоциональном фоне всего места. К негативным местам относится серый пояс Петербурга – бывшие индустриальные территории рядом с Обводным каналом. В этих местах мы наблюдаем печальные эмоции – люди сожалеют, что красивые здания находятся в разрушенном состоянии, однако это больше сожаление, чем злость. Тем не менее, все это – звоночки для властей, указывающие на проблемные места, с которыми нужно работать.
В другом исследовании вы выявляли, чем отличаются естественные ареалы обитания от административных делений. Что удалось выяснить?
Это исследование еще продолжается, поэтому мы можем говорить лишь о промежуточных результатах. В проекте о естественных ареалах обитания в Петербурге мы хотели совместить анализ данных из социальных сетей и полевую социологию. Чтобы определить основные кластеры в городе, мы вытащили данные из социальной сети «ВКонтакте». Эти данные недостаточно хороши, их надо долго чистить, чтобы произвести адекватный анализ, однако мы с ними работаем. Люди довольно часто, посещая различные заведения, размещают пост и отмечают геолокацию. На основании этих данных мы можем смотреть, насколько одни или другие места соединены через пользователей. Предположим, вы пошли в бар на Рубинштейна, а потом переместились в кафе на Невском, в обоих местах вы зачекинились и, таким образом, вы соединили через себя два места. Кластеры, которые мы отражаем на карте города, отражают практику чекинов, и мы узнаем, как люди используют места. В данном случае нам интересно посмотреть, как ареалы отражают реальную практику пользования городов и соответствуют ли они административному делению или нет. Мы знаем, что город поделен на 17 районов, и в каждом из них есть несколько муниципальных округов, соответственно, административное деление когда-то было придумано, оно подразумевает жесткие границы, по которым люди не живут.
Деления, которые мы получили, показывают, что в центре города образуются крупные кластеры мест, которые соединены людьми определенной практикой. Так, для центра характерна практика посещения культурных заведений и общепита, центр наполняется через досуговые и развлекательные места. На периферии кластеры меньше по понятным причинам: в удаленных от центра районах гораздо меньше мест, куда люди могут сходить, самые распространенные точки притяжения – метро и остановки общественного транспорта. Исходя из желания и необходимости равномерного развития городской среды, необходимо развивать кластеры по всей территории города, чтобы не было одного центра. Мы применяли методы полевой социологии: брали интервью у жителей районов и рисовали их ментальные карты, на которых они указывали, куда они ходят, указывая маршруты и границы их реального района обитания. Большие данные чекинов и ментальных карт показывают схожий дисбаланс: в центре крупные кластеры и небольшие на периферии, которые нужно заполнять теми функциями, которые важны жителям.
Как в теории можно применить результаты исследований и были ли кейсы, когда данные уже внедрялись в работу?
Данные можно применять для развития полицентричности города – развивать и обустраивать множественные центры. Эта концепция развивается многими урбанистами, которые понимают, что важно иметь не один центр, а много разных с различными функциями – образование, услуги, спорт, отдых и прочее. Данные, полученные в ходе исследований, хорошо показывают потенциальные места таких центров, а также дыры, где не формируются кластеры. Городские проектировщики и урбанисты могут использовать эти данные для развития проектов. Также у нас есть возможность заглянуть внутрь конкретного кластера и увидеть, чем он уникален и как не загубить его особенность, а подчеркнуть. Эмоциональные данные могут показать субъективные ощущения людей в определенном месте. Эмоции – это сигналы, которые говорят, что хорошо и плохо и как с этим работать с точки зрения развития городского пространства.
Наши исследования проходят в русле развития программы «Умный Санкт-Петербург», запущенной с конца прошлого года и одобренной правительством города. Эту программу официально поддержал губернатор Петербурга, а научным руководителем стал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Соответственно, различные инструменты, которые мы можем применять в рамках концепции программы, используются как база для развития проектов и аппаратных решений, чтобы помогать людям, бизнесу и горожанам развивать и предлагать проекты в рамках этой концепции. Программа сейчас находится на стадии развития. Ожидается, что под нее будет выделяться федеральное и городское финансирование, поэтому очень важно понять, в рамках отдельного района, какие проекты ставить в приоритет и какие инструменты важны и полезны.
Как на формирование городских центров влияет появление центров креативного пространства? Сейчас мы видим, как активно развивается «Порт Севкабель», где проходят различные фестивали и мероприятия. Насколько такая история работает в принципе и в Санкт-Петербурге, в частности?
Я верю в арт-девелопмент и арт-ревитализацию, потому что сама этим отчасти занимаюсь. «Порт Севкабель» действительно важное место, я вижу, как вокруг него формируется жизнь, и я предвижу развитие активности по Кожевенной линии. Так, здесь же располагается менее известный interLoft, на крыше которого функционировало культурное пространство DOT, которое сейчас переезжает в «Порт Севкабель». Поодаль был бар-клуб «Мачты», который тоже переезжает в Севкабель. «Порт Севкабель» развивается как многогранный кластер и является хорошим примером того, как в идеологии урбанистики сами кураторы территории понимают, что им надо расширяться. Например, запланирован проект соединения креативных пространств по водному пространству – планируется, что Новая Голландия, «Порт Севкабель» и другие площадки будут связаны по воде. Это отличный проект, если это случится, то несвязанные ранее районы города начнут формировать наполненное смысловое атмосферное пространство, которое будет больше, чем один кластер. Именно поэтому появление творческих мест сильно влияет на городскую среду, если креативный кластер правильно себя позиционирует и смотрит не только на внутренние активности, но и выходит во вне, взаимодействуя с другими пространствами.
Еще одна история, которой мы сейчас активно занимаемся вместе с Фондом имущества города, – завод «Красный треугольник» (завод был очень известен в советское время как производитель изделий из резины, но в середине 2000-х перестал функционировать). Сейчас на территории завода есть арендаторы, в основном это творческие коллективы. Мы произвели исследование тех творческих резидентов, которые есть на территории бывшего завода, и поняли, что сегодня это стихийный творческий кластер, который есть на карте, но о котором знают только любители. Территория находится действительно в плачевном состоянии – здесь Федор Бондарчук снимал фильм «Сталинград». Однако у территории большой потенциал, она может стать многофункциональной площадкой, так как может вместить и бизнес-кластер, и жилой комплекс, и креативные пространства. Если получится несколько десятков гектаров наполнить жизнью, это станет уникальным прецедентом для Санкт-Петербурга.
Однако практика показывает, что арт и креатив должны идти параллельно с грамотно выстроенной бизнес-моделью, в противном случае такое место не выживает. В одном из исследований мы смотрели на динамику развития и жизни творческих пространств Петербурга и выяснили, что в случае, когда нет коллаборации между творческим коллективом энтузиастов и бизнесом, выживаемость креативного кластера гораздо ниже. Многие «загибаются» после трех лет существования.
Надо заметить, как творческие коллективы нуждаются в бизнесе, так и бизнес сегодня демонстрирует все большую заинтересованность в креативной составляющей и теплее относится к творческим командам. На примере «Порта Севкабель» уже видно, что благодаря правильному позиционированию и стратегии, а также поддержке завода команда привлекает сильных спикеров, громкие мероприятия и создает место для нетворкинга – это очень правильный путь.
Вы также проводите исследование в связи с Чемпионатом мира по футболу…
Да, мы хотели посмотреть, насколько мега событие повлияло на восприятие людьми города. Как и раньше, мы собираем данные социальных сетей, которые можно соотнести с пространствами и проанализировать динамику эмоциональной оценки, меняющейся или возникающей благодаря чемпионату. Так мы сможем узнать, изменилось ли настроение людей в парках и на улицах после столкновения с болельщиками из разных стран. Как и раньше, мы проводим ряд интервью с жителями и с теми, кто приехал на период чемпионата, чтобы понять их отношение к городу.