DHlab: как и для чего создавалась новая международная лаборатория

Digital Humanities (в русском языке можно встретить термины «цифровые гуманитарные науки», «цифровая гуманитаристика») — это область исследований, а также обучения и созидания, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук. Исходя из определения, закрепившегося в зарубежной практике, направление предполагает использование оцифрованных материалов и объединяет методологии из традиционных гуманитарных наук (таких, как история, лингвистика, литература, музыка и других) с информационными технологиями, предоставляя инструменты и открывая новые возможности для сбора и визуализации данных, а также информационного поиска, интеллектуального анализа данных и применения матстатистики (Подробнее о развитии Digital Humanities мы рассказывали здесь)

И если за рубежом о направлении активно говорили на протяжении последних десятков лет, то в России, несмотря на ряд удачных интердисциплинарных проектов, не сложилось четкого определения направления и единого научного сообщества, продвигающего идеи DH, говорит Антонина Пучковская, кандидат культурологии, старший преподаватель Центра изучения иностранных языков. Поэтому задачей новой международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований (DHlab), открывшейся в Университете ИТМО, будет прежде всего создание центра притяжения для специалистов как из области Computer Science, так и исследователей из гуманитарной сферы, а также помощь в развитии интердисциплинарных проектов.

Антонина Пучковская
Антонина Пучковская

«Направление Digital Humanities не ново во всем мире: по сути, все, что мы видим в интерактивных музеях, и есть следствие проектов из этой сферы. Но в России, в целом, и Петербурге, в частности, цифровая гуманитаристика пока представлена мало: нет единого комьюнити и объединяющей базы. Поэтому мне, как исследователю этой сферы, хотелось создать центр притяжения и дать старт тому, чтобы появилось сообщество людей, питающих интерес к этому проблемному полю. Мы открыты к тому, чтобы привлекать специалистов из разных вузов, особенно мы ждем гуманитариев, потому что Университет ИТМО очень силен IT-специалистами. Наша цель создавать интересные коллаборации», — говорит Антонина Пучковская, руководитель международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований.

Проекты и направления исследований

  • Мэппинг: интерактивная карта Петербурга

Отправной точкой для создания лаборатории стала реализация проекта «Ретроспективная визуализация культурообразующих топонимов г. Санкт-Петербурга на основе корпусного анализа историко-культурологических и художественных источников» — соответствующий грант Университета ИТМО на проведение экспериментального прикладного исследования Антонина Пучковская выиграла в начале мая 2018 года. Цель проекта — создать интерактивную карту Санкт-Петербурга, на которой будут отображены объекты и связи между ними. Например, пользователь с помощью интеллектуального поиска сможет узнать, где дирижировал Чайковский или какие кафе и рестораны он посещал, — в результате все объекты, связанные с интеллектуальным поиском, подсветятся на карте.

Проект «Ретроспективная визуализация культурообразующих топонимов г. Санкт-Петербурга на основе корпусного анализа историко-культурологических и художественных источников»
Проект «Ретроспективная визуализация культурообразующих топонимов г. Санкт-Петербурга на основе корпусного анализа историко-культурологических и художественных источников»

Это интердисциплинарное исследование, сегодня в реализации проекта заняты не только специалисты Российской национальной библиотеки, которая предоставляет пул данных, но и исследователи Университета ИТМО, специализирующиеся на машинном обучении и нейросетях.

Проект рассчитан на полтора года, сейчас команда работает над первым этапом и к концу этого года планирует вывести продукт на закрытое альфа-тестирование. В итоге интерактивная карта будет представлять собой англо-русский веб-сервис, а также мобильное приложение к нему. Как отмечают авторы, продуктом сможет воспользоваться максимально широкая аудитория. В первую очередь, это туристы, которые смогут найти и построить с помощью сервиса новые интересные маршруты. Но, кроме них, сервис будет полезен и исследователям, которые, например, занимаются творческом Чайковского и другими узкими темами. Для этого команда проекта планирует сделать репозиторий со списком литературы.

Проект «Ретроспективная визуализация культурообразующих топонимов г. Санкт-Петербурга на основе корпусного анализа историко-культурологических и художественных источников»
Проект «Ретроспективная визуализация культурообразующих топонимов г. Санкт-Петербурга на основе корпусного анализа историко-культурологических и художественных источников»

«Так как мы сами разрабатываем такую платформу, мы понимаем, что со временем у нас появится пул компетенций, который позволит не штамповать решения, а на высоком уровне реализовать индивидуальные кейсы для наших партнеров, — говорит Антонина Пучковская. — Мы уже заключили договоры с двумя музеями – Государственным музеем истории религии и Государственным музеем городской скульптуры. Они помогают нам с точки зрения сбора материала, формирования кейсов. В перспективе у нас также будет разрабатываться кейс театральный и музыкальный Петербург. Ведь Петербург — это огромный город, где нельзя все сразу отобразить на карте. Поэтому мы предполагаем развитие этого проекта как долгосрочную реализацию отдельных кейсов: как только у какого-то музея появляется запрос, он может связаться с нами и мы будем налаживать взаимодействие».

  • Веб-архив: международные интерактивные выставки

Кроме того, в ближайшей перспективе команда лаборатории приступит к реализации второго международного проекта с американским и венгерским участием. Это будет интерактивная выставка, посвященная визуализации культуры и быта глазами непрофессиональных фотографов. Задача команды — создать таймлайн и качественную визуализацию из специально подобранных фотографий из домашних архивов и их оцифровки в высоком разрешении.

Команда проекта DHlab
Команда проекта DHlab

«Упор нашей лаборатории делается пока прежде всего на визуализацию гуманитарных данных, которые могут отображаться в формате карт, фотоархива, рукописей и так далее. Направлений может быть много, но главное, что их объединяет, — дружелюбность к пользователю. Мы хотим, чтобы это было максимально полезно и понятно для пользователя, чтобы ему не пришлось читать тьюториал, как пользоваться той или иной платформой», — уточняет руководитель лаборатории.

  • Хакатоны и бархоппинги

Помимо работы над исследованиями, сотрудники лаборатории заинтересованы в проведении образовательных и научно-популярных мероприятий — участии в Science Slam, бархоппингах, а также организации хакатонов и дататонов с участием интердисциплинарных команд, где можно будет поработать с большим комплексом гуманитарных данных. Кроме команд и исследователей из России на эти мероприятия планируется приглашать и зарубежных специалистов. Например, у лаборатории уже сложились хорошие отношения с Университетом Тарту, специалисты которого готовы поделиться своим опытом и участвовать в совместных проектах.

Перспективы развития

Сегодня над проектами лаборатории трудятся разработчики мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО, специалисты по машинному обучению и анализу данных, магистранты первой в России программы Art and Science. Соруководителем лаборатории выступает Кимон Керамидас (Kimon Keramidas), associate professor в Университете Нью-Йорка, автор множества работ в области Digital Humanities. Кроме того, лаборатория сотрудничает с Российской национальной библиотекой. Однако ее сотрудники открыты к новому сотрудничеству и приглашают как фронтенд-разработчиков, веб-дизайнеров, UI/UX-дизайнеров, так и специалистов из различных гуманитарных областей, которые смогут реализовать в лаборатории собственный проект или идею в сотрудничестве с техническими специалистами.

В будущем помимо таких направлений, как картирование, визуализация архивов, лаборатория заинтересована в проектах с использованием искусственного интеллекта и виртуальной реальности, говорит Антонина Пучковская. Проекты с использованием технологий ИИ — например, такие, как The Next Rembrandt, позволивший создать на основе анализа 346 картин художника портрет в стиле Рембрандта — перспективная ниша в сфере Digital Humanities, отмечает она.

«Несмотря на то, что в русскоязычной практике пока не сложилось устоявшегося определения для “цифровой гуманитаристики”, мы понимаем направление Digital Humanities максимально широко: это все то, что можно сделать с гуманитарными данными с помощью IT. Поэтому мы готовы к реализации широкого спектра проектов, — комментирует Антонина Пучковская. — Мы считаем, что сообщество в рамках Digital Humanities — это широкое сообщество людей, которые, как и мы, хотят визуализировать то, что пылится в архивах. Относительно недавно мы читали новости о том, что в Карелии сгорела уникальная церковь XVIII века, в Бразилии сгорел музей, большая часть экспонатов была уничтожена. Мы не застрахованы от катаклизмов, поэтому очень важно сохранить культурное наследие».