ФАНК – не обычный кинофестиваль, а некоммерческий социальный проект. В его проведении может принять участие любая независимая площадка: библиотека, галерея современного искусства, творческий кластер и другие. Участники сами выбирают фильмы из представленной программы с 20 фильмами. Все они посвящены проблемам и победам науки в разных областях – от изучения человеческого мозга до прогнозов о влиянии искусственного интеллекта на количество рабочих мест в экономике.
Выбор фильмов для показа в Университете ИТМО был очевиден.
«Во-первых, был выбран фильм про искусственный интеллект “АльфаГо”, – рассказывает специалист по связям с общественностью отдела имиджевых мероприятий Маргарита Полищук. – Университет ИТМО – ведущий вуз в области компьютерных технологий, а картина посвящена тому, как искусственный интеллект учится играть с человеком и побеждать его. Многие разработчики хотят создать искусственный интеллект, не уступающий мозгу человека, одарить его интуицией. Получится ли у них это – будущее покажет. Но мы захотели показать этот фильм нашим студентам, чтобы они задумались над этой проблемой, вдохновились. Ведь во многом им воплощать это в жизнь».
Второй фильм, выбранный для показа в Университете ИТМО, назывался «Да будет свет!». В нем показывают, как ученые из десятка разных стран строят искусственную звезду в деревушке на юге Франции. Авторы рассуждают о том, нужна ли альтернативная энергия в наше время и что человек может сделать для сохранения нашей планеты.
Главная цель фестиваля ФАНК – познакомить зрителей с современными фильмами о науке и таким образом продолжить дискуссию о важности актуальных исследований и открытий.
После показов организаторы провели дискуссии о поднимаемой научной теме с приглашенным экспертом. 20 ноября перед студентами и преподавателями выступил программист международной лаборатории «Компьютерные технологии» Павел Гуляев. Он рассказал об искусственном интеллекте из фильма «АльфаГо» и других победах AI над человеком.
«Технологии становится все умнее, – рассказывает Павел. – Полтора года назад компьютер обыграл человека в покер (Libratus), а этим летом OpenAI Five почти одолел людей в Dota 2. Из последних открытий мне кажется особенно интересной идея создания любопытного компьютера командой Berkley. Он обучается с подкреплением, то есть за каждое действие в среде получает награду и пытается максимизировать ее в ходе обучения. В данной работе награда зависит от того, насколько точно алгоритм предсказывает последствия своего действия, как хорошо понимает мир вокруг себя. В этой работе это был мир игры Mario. В процессе обучения он научился не только прыгать и преодолевать препятствия, но и убивать врагов для сохранения жизни персонажа. Алгоритм фактически научился сам ставить себе задачи. Понятия не имею, смогут ли технологии нас поработить, как “Скайнет”, но пятый “Терминатор” мне не понравился».
Сам программист признался, что у него не остается времени на большие документальные научные-просветительские фильмы, но он решает проблему благодаря схожему контенту на YouTube.
«Мне очень нравится канал Siraj Raval, – говорит он. – Он рассказывает про машинное обучение креативно и одновременно с глубоким пониманием темы. Даже читает рэп про нейросети, за который не стыдно. На русском я смотрю канал sim0nsays, который подробно объясняет последние технические наработки простым человеческим языком».