О конкурсе

«Кванториада» —  это международный конкурс детских инженерных команд. Цель мероприятия — привлечь внимание школьников к инженерным профессиям, дать им возможность испытать себя в проектировании и представлении проекта, настроить коммуникацию между учениками школ и менторами из научно-образовательного сообщества.

Соревнования проходят по 10 направлениям по созданию современных технологий в сфере электроники и энергетики, генной инженерии, навигации и даже космоса.

В 2019 году победителями «Кванториады» стали семь команд из разных регионов России: коллектив «Квант» из Астраханской области (трек «Гибкая электроника»), «Sinteza Miraklo 2.1» из Тюменской области (направление «Инструменты редактирования генов»), «KIVICode» из Москвы (трек «Оптимальный захват»), «Ninsar» сборная команда Санкт-Петербурга и Тюмени (направление «Бесшовный навигатор»), «Iten» из Чувашии (трек «Умная энергетика»), «Восток-27» из Хабаровского края («Трансформируемый модуль космической станции») и «OutsideTolerance» из Свердловской области (трек «Low Cost High Tech»).

Команда «Квант», победители «Кванториады». Источник: punkt-a.info
Команда «Квант», победители «Кванториады». Источник: punkt-a.info

Каждая команда определялась с треком на этапе подачи заявки, после чего приступала к периоду подготовки: в него входило общение с экспертами и обучение, а затем — к созданию прототипа для конкурса и финальному представлению результата. Авторы лучших идей, отмеченных жюри, получили финансирование на развитие реального проекта.

Школьники в большой науке

Участники команды школьников из Астрахани познакомились в Астраханском технопарке «Кванториум».

«У нас была экскурсия в местный “Кванториум”, куда привезли ребят из разных школ города. Нам показали оборудование, рассказали про направления, в которых можно работать. Больше всего нам с друзьями понравился “Наноквантум” — направление, связанное с нанотехнологиями и новыми материалами. Мы записались, прошли вводный, а после перешли на углубленный модуль, где и познакомились друг с другом. Оказалось, что мы все из одной школы и, по сути, уже знакомы. Так мы и начали свою работу», — рассказала участница команды «Квант», ученица 11-го класса Алина Беглова.

11 астраханских школьников разбились на две команды для работы над своим проектом. На пост кураторов обеих групп сотрудники «Кванториума» пригласили ученых Нового физтеха ИТМО Анатолия Пушкарева и Сергея Аношкина. Под руководством ученых ИТМО ребята занимались разработками в сфере гибких солнечных элементов и гибких светодиодов.

Кванториада. Источник: социальные сети
Кванториада. Источник: социальные сети

Первые опытные образцы школьники представили по завершении проектной смены. Жюри высоко оценило проект команды «Квант» — в итоге их работа прошла в финал Международного конкурса детских инженерных команд «Кванториада». После этого Анатолий Пушкарев и Сергей Аношкин пригласили школьников на стажировку в Университет ИТМО. Здесь ребята познакомились с работой научных лабораторий Нового физтеха, посетили с экскурсией Музей оптики ИТМО и прошли подготовку к «Кванториада» вместе с учеными.

«Было очень сложно изучать теорию по данному треку, но зато я открыл для себя много нового в области солнечной энергетики. Стажировка в Университете ИТМО мне очень понравилась и запомнилась, это был полезный опыт и важный этап подготовки к конкурсу», — поделился своими впечатлениями капитан команды «Квант» Ярослав Зеленчуков.

По словам участников команды, несмотря на трудности, кураторство ученых Университета ИТМО стало для них хорошим подспорьем, а также помогло всесторонне подготовиться к конкурсу.

Команда «Квант», победители «Кванториады». Источник: astravolga.ru
Команда «Квант», победители «Кванториады». Источник: astravolga.ru

«В университете мы повторили полученные еще в рамках астраханской сессии знания, поработали в хорошо оснащенной лаборатории, потренировались в ответах на сложные вопросы по теме нашего проекта. Мне было интересно побывать на мероприятии такого масштаба, как “Кванториада”. Оно дало опыт не только в проектных задачах, но и в командной работе. На самом конкурсе мы столкнулись с разными трудностями: от нехватки реактивов до небольших разногласий в коллективе, но главное, что мы с этим справились. Наш проект — это гибкий солнечный элемент перовскитного типа. Мы считаем, что должны уже сейчас думать о будущем, и солнечная энергетика — один из возможных путей достичь этого. Наш проект победил на конкурсе, так как выдержал все испытания и продемонстрировал лучшие показатели в сравнении с другими устройствами», — рассказала участница команды Алина Беглова.

Сейчас команда школьников продолжает работать над своим проектом. По словам Алины Бегловой, у них есть ряд новых идей, которые ребята хотят обсудить с научными кураторами из Университета ИТМО, а главный приз, миллион рублей, они будут использовать как раз для улучшения и развития разработанного устройства.

Перейти к содержанию