От физики к коммуникациям

По первому образованию ты учитель физики. Успел поработать по профессии?

У меня был педагогический опыт в рамках университетской практики. В целом, мне эта деятельность понравилось. Но я осознал, что это призвание очень серьезное: ты должен отдавать школе много времени, потому что когда у тебя есть ученики — это большая ответственность, а хочется всё сделать идеально: и демонстрационное оборудование подготовить, и урок провести на понятном для детей языке, а потом качественно проверить домашнее задание.

Почему ты решил изучать научную коммуникацию?

Дело в том, что, когда я заканчивал бакалавриат, то часто думал, насколько хорошим учителем мог бы стать, умею ли я вообще интересно говорить о предмете. Тогда для вдохновения я смотрел видео на YouTube, где некоторые блогеры так увлекательно, корректно и понятно рассказывали о сложных научных явлениях, что подумал: «Мне тоже надо научиться так!» У меня появилось желание попробовать себя в магистратуре ИТМО по научной коммуникации, где я мог бы добрать недостающие навыки. К тому же, я уже определился, что учить я могу, а магистратура открывала новые возможности: найти себя еще в каких-то направлениях.

ITMO.KIDS. Источник: vk.com/itmo.kids
ITMO.KIDS. Источник: vk.com/itmo.kids

Сейчас ты занимаешься преподаванием?

Да, я подрабатываю репетитором для того, чтобы не потерять навык общения с детьми. А еще учу совсем младших школьников в ITMO.KIDS. Это занимает не самую большую часть моего времени, но, тем не менее, это крутой опыт, потому что там перед учителем нестандартная задача: я не столько должен научить их какому-то сложному материалу, сколько должен вовлечь в процесс и заинтересовать наукой.

Чем запомнилась магистратура ИТМО?

Людьми и, конечно, выставкой в Шанхае — «Магия света», в подготовке и проведении которой я участвовал, они и сейчас остается проектом, готовым для реализации в любой части мира.

Как ты попал в этот проект?

В магистратуре у меня было задание — взять интервью у Сергея Стафеева. Я познакомился с ним и с представителями лаборатории Фаблаб в первом семестре обучения в магистратуре и почувствовал, что у них есть потребность в человеке, который мог бы помогать им развивать научный PR и участвовать в развитии музея. В то время выставка в Шанхае только-только начала планироваться, так что я довольно быстро влился в этот проект и успел увидеть его полное развитие от начала до конца, а главное — принял в этом участие (подробнее о выставке можно почитать в нашем материале).

Выставка «Магия света». Фото: ИТМО

Выставка «Магия света». Фото: ИТМО

Научные музеи: их трудности и преимущества

Насколько я знаю, твоя дипломная работа тоже была посвящена этой выставке и научным музеям. Скажи, ты сейчас как-то продолжаешь исследования в этом направлении?

Да. Я учусь в аспирантуре ИТМО на факультете ПИиКТ. Моя цель — создать вложенную в выставку систему, которая бы позволила оценивать качество восприятия экспозиции посетителями. Это поможет оптимизировать работу сотрудников музея, а также более грамотно организовывать выставочное пространство.

Ты специализируешься на научных музеях. Расскажи, в чем их особенность?

Они нацелены на то, чтобы предоставить знание, которое человек, может быть, получал и забыл, а возможно, столкнулся с этой информацией впервые. Раньше музеи были своеобразными кабинетами редкостей, которые просто удивляли своих посетителей. Но сегодня они больше настроены на вовлечение людей в научные процессы: гости теперь не просто поражаются чудесам мира науки и смотрят на это со стороны, как на другой мир, а наоборот — становятся участниками его процессов.

Даниил Шаров в Музее оптики. Фото: ITMO.NEWS

Даниил Шаров в Музее оптики. Фото: ITMO.NEWS

Как ты видишь научный музей будущего? Чем он будет отличаться от современных?

Я думаю, что однажды музей станет эффективным средством взаимодействия между обществом и университетами. На выставки будет ходить большее количество людей, замотивированных и заинтересованных в получении знаний.

А что мешает этому сегодня?

На мой взгляд, основная проблема всех музеев, причем не только научных — это неумение вести диалог с посетителем. Я уверен, что, если сотрудники научатся находить контакт с аудиторией, то взаимодействие будет более продуктивным. Моя аспирантская работа, в частности, направлена на то, чтобы помочь работникам музеев отслеживать интересы гостей и в соответствии с этими метриками организовывать пространство, активности и общение с посетителями. 

Музей оптики. Фото: ИТМО

Музей оптики. Фото: ИТМО

Сейчас ты учишься в аспирантуре, работаешь в музее оптики, учишь детей в ITMO.KIDS — а какие у тебя планы на будущее?

После проведения выставки в Шанхае у меня появилось желание выучить китайский язык, еще мне было бы интересно пройти курсы по дизайну и графике. В музее оптики мы планируем открыть лабораторию для создания голограмм. Там у нас будет самая современная камера для голографии в мире. Когда я задумываюсь об этом, то чувствую себя популяризатором и ученым одновременно — или, скорее, где-то между этих понятий.

Еще я бы хотел получить двойную аспирантуру. Нам сделали очень хорошее предложение из Австралии. Я понимаю, что это жутко сложно, требует много сил и вовлечения, но мне было бы интересно попробовать. Планирую продолжать реализовывать международные проекты, связанные с выставками и музеем. Также не хочу оставлять ITMO.KIDS. В этом году к нам должны приехать школьники из Таиланда, надеюсь, что это станет отправной точкой для международного формата ITMO.KIDS. Пока не до конца понимаю, чем буду заниматься после окончания учебы, но у меня есть еще почти три года, чтобы с этим разобраться.