Художник и техник в одном лице
Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.
А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.
Как говорить о свете и цвете с клиентом
Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).
Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.
Этапы работы художника по свету
Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.
- Первое совещание. Особенность его в том, что там должны присутствовать все главные лица проекта: заказчик, организатор, художник по свету, мультимедиа-режиссер, технический директор, художник постановщик и режиссер постановщик. Заказчик рассказывает, что он хочет, какие финансовые рамки готов предложить, организатор предлагает идеи, делится тем, как он видит реализацию желаний клиента, совместно с другими специалистами обсуждается реалистичность идеи, возможные решения задумок.
- Второе совещание. Оно ориентировано на техническую сторону вопроса: поэтому туда приглашаются менеджеры технических компаний-подрядчиков, а на повестку дня выносится размещение приборов, их количество и примерный план монтажа.
- Третье совещание. На продуманный эскиз накладывается декорация и визуализируется световой макет. Это этап совместной работы декоратора и художника по свету.
- Утверждение сметы. Окончательный бюджет должен быть озвучен только после того, как творческая и техническая группы утвердят эскиз.
- Техническое совещание. Художник по свету готовит детальный технический чертеж, визуализацию, программинг, график монтажа и подробное ТЗ для всех служб.
- Оборудование. Далее художник по свету делает лайтпод для световой компании: обозначает точки подвеса, длины кабелей, расположение тросов и стоек, готовит подробную техническую документацию для подрядчика.
- Предпрограмминг. Чтобы сэкономить время, художник по свету на этом этапе собирает схему будущей программы, подключается к световому пульту и заранее программирует шоу, чтобы на этапе репетиций нужно было вносить только конкретные правки в зависимости от специфики труппы.
- Репетиция. В идеале художник по свету должен отработать на двух репетициях, чтобы и он, и артисты смогли запомнить расположение световых точек, динамику выступления и ее синхронизацию со светом.
- Финальный монтаж, направка света.
- Мероприятие.
Свет для разных мероприятий
На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.
Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.
Сила светодиода
Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.
Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.
Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.