Любой университет — это не только место, где студенты получают знания для будущей работы. Вуз — это большая организация, которая так же, как банк или завод, нуждается в разных специалистах, в том числе программистах. Цифровая среда современного вуза насыщена большим количеством данных — оценки, посещаемость, поступление, гранты, конкурсы, проекты, публикации, стипендии и многое другое. Чтобы всю эту информацию можно было использовать, сегодня необходимы многочисленные сервисы и приложения, имеющие зачастую непростую внутреннюю логику, но адаптивно понятные пользователям.

Динамичное развитие университетов постоянно диктует новые требования к цифровой среде вузов. Так, в России стартует тестирование сервиса «Поступай в вуз онлайн». Поступающие в Университет ИТМО могут создавать свои личные кабинеты и загружать туда копии необходимых документов. Каждый год количество таких сервисов в вузах страны растет — создаются онлайн курсы, электронные экзамены, цифровые портфолио, базы данных.

«Современный цифровой мир характеризуется прежде всего скоростью изменений, — рассказывает начальник управления информационных систем научно-образовательной деятельности Университета ИТМО Геннадий Громов. — Ее интенсивность зависит от динамики изменений в предметной области. Сейчас одним из наиболее важных и значительно меняющихся направлений является образование. И не только в университетах, где это основной вид деятельности, но и в мире в целом, поскольку трансформируется его смысл и подходы. А значит вырастают требования к скорости изменения информационных систем вуза, которые нужно перепроектировать под все расширяющийся и изменяющийся функционал»

Опыт frontend-разработки

Цифровая трансформация проникает во все стороны нашей жизни, а университеты находятся на ее передовой позиции. Именно здесь формируются и апробируются новые подходы и идеи. Работа в университете может стать важным шагом в карьере как начинающего, так и опытного разработчика прежде всего потому, что здесь можно получить бесценный опыт по разработке целостных ИТ-решений и стать участником уникальных изменений, обогатив ими свое портфолио, говорит эксперт.

«Сегодня, чтобы работать в вузе, недостаточно просто уметь писать код, необходимо владеть навыками проектирования архитектуры системы, исходя из логики процессов, понятных пользовательских интерфейсов, для которых создается продукт, — поясняет Громов. — Таким образом, если студент или выпускник начинают работу в IT-подразделении вуза, то через несколько лет у них появляется опыт frontend-разработки готовой системы. Это становится критично важно для профессионального роста в современных реалиях. При этом, работая в IT-подразделении вуза, студенты и выпускники не покидают привычную среду и могут повышать профессиональную квалификацию, продолжать обучение, развиваться в сопутствующих направлениях».

Например, за последнее время в университете был реализован ряд интересных с технологической точки зрения IT-решений. Одно из них связано с созданием сервиса для построения индивидуальной траектории обучения.

«Наши студенты могут выбрать образовательную программу, специализацию, общеуниверситетские дисциплины, выборные дисциплины, время, когда они будут их изучать, — рассказывает начальник отдела разработки информационных систем учебного процесса Денис Дорохин. — Это задача, над которой продолжается работа. С точки зрения программирования интерес вызывает совмещение большого количества выборностей на разных этапах. Обычно программисты жалуются на то, что им приходится решать однотипные задания, здесь же задача совсем не типовая».

Еще одним примером является рейтинг приемной кампании университета. Сегодня, когда абитуриенты могут поступать на несколько специальностей, необходимо создать сложную систему, в которой отражаются баллы и очереди поступления на разные направления, чтобы потенциальные студенты видели, какие баллы у их конкурентов, на какие специальности у них больший шанс поступить и так далее.

«К примеру, человек поступает на три направления, и в рейтинге нужно отобразить, куда он проходит, — поясняет Дорохин. — Допустим, на одно направление он поступает по первому приоритету, на другие с меньшей вероятностью. Абитуриенты, которые идут за ним в других рейтингах, должны своевременно понимать, куда он поступает и где освобождается место».

Денис Дорохин
Денис Дорохин

«В настоящее время в цифровой среде университета более 15 тысяч пользователей (сотрудников и обучающихся), ежедневно порядка 5-6 тысяч используют цифровые сервисы, пиковые нагрузки превышают 8 тыс. пользователей, — рассказывает заместитель начальника управления информационных систем научно-образовательной деятельности Университета ИТМО Михаил Шлей. — Это активная цифровая среда с активными участниками. Впереди новый виток, требующий развития с позиции персональных ценностей».

Как начать карьеру

Сегодня кадровый состав IT-департамента Университета ИТМО на 80 % составляют выпускники и молодые специалисты ИТМО и других вузов Петербурга. Многие из них вошли в кадровый состав после прохождения стажировки на вакансии стажера-разработчика.

В настоящее время в департаменте информационных технологий ИТМО открыты три вакансии:

Стажер-программист PL/SQL

Программист PL/SQL

Web-разработчик

«Мы рассматриваем резюме, даем пробное задание, в случае его удачного выполнения назначаем личную встречу. Для студентов у нас есть отдельная вакансия стажера. Чтобы успешно выполнить задание и работать в управлении информационных систем научно-образовательной деятельности, необходимо знание SQL (Structured Query Language) и, конечно, баз данных», — заключает Громов.

Перейти к содержанию