О конкурсе
На грантовый конкурс 2019/20 года было подано 804 заявки, из которых 747 допущены к экспертной оценке после проверки на соответствие формальным требованиям, включая проверку на плагиат. Конкурс проходил по четырем номинациям: новая магистерская программа, новый учебный курс, новый учебный онлайн-курс, новые методы и технологии в обучении.
По результатам конкурса комиссия определила имена 100 победителей, еще пять преподавателей вошли в резервный список.
Победители конкурса получат грант в размере до 500 тысяч рублей на развитие новой образовательной программы.
Англоязычный курс «Research in Science Communication»
В число победителей конкурса вошла Валерия Прокуратова, специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации и преподаватель института международного развития и партнерства. Валерия предложила курс на английском языке «Research in Science Communication», посвященный развитию у студентов исследовательских навыков.
Курс состоит из лекций, где рассматриваются разные вопросы. В их числе — выбор темы исследования, определение формулировки исследовательских вопросов, поиск research gap, подбор релевантных исследовательских методов и этические вопросы. Кроме того, важной частью курса являются семинары по работе с источниками, где студенты учатся эффективно использовать академическую литературу по теме «научная коммуникация».
По словам Валерии Прокуратовой, одна из принципиальных целей курса — дать студентам возможность окунуться в мир последних исследований в области научных коммуникаций, получить высокий уровень насмотренности, который так необходим для корректного подбора методов работы.
«Курс разработан по запросам выпускников программы, которые отмечали, что после бакалавриата у них нет понимания, как выстраивать даже самое базовое и небольшое исследование. Другими словами, научно-исследовательские работы, которые они должны были делать каждый семестр, включая дипломную работу, вызывают у студентов стресс и растерянность», — рассказала Валерия Прокуратова.
Она также отмечает, что на создание курса ее вдохновила магистратура Стокгольмского университета, где целенаправленно готовят магистрантов к будущей научной работе.
«Мы долго обсуждали возможность внедрения этой технологии в ИТМО вместе с директором Центра научной коммуникации Дарьей Денисовой. Она поддержала мою идею и подтвердила, что такой курс действительно необходим нашим студентам», — добавила Валерия Прокуратова.
В некоторых вузах России подобные курсы уже внедрены. Например, в НИУ ВШЭ проходят научно-исследовательские семинары, в Европейском университете — курсы по методологии. Программа Университета ИТМО отличается тем, что курс рассчитан именно на будущих специалистов по научной коммуникации, чтобы они на 100% поняли, как и с помощью каких методов создаются исследования именно в этой области.
Технологии интеллектуального анализа данных в научных исследованиях
Еще одним победителем от Университета ИТМО стала Ольга Кононова, доцент института дизайна и урбанистики. Она предложила учебно-методический комплекс на тему: «Технологии извлечения и интеллектуального анализа данных в научных исследованиях».
По словам преподавателя, существующие инструменты поиска, экспликации и анализа контекстного знания мало востребованы, так как в них отсутствует информация как о самих инструментах, так и о методах и алгоритмах их применения в науке и на практике.
Учебно-методический комплекс «Технологии извлечения и интеллектуального анализа данных в научных исследованиях» направлен на формирование исследовательских и аналитических компетенций магистрантов. Курс позволит студентам осознанно применять в научно-исследовательской практике комплексный подход (синтетический метод) к поиску и анализу контекстного знания, использовать на его базе аналитическое ПО и среды со встроенными сервисами экспликации, кластеризации и статистической обработки научных текстов.
«Наши магистранты приобретают исследовательские навыки работы сначала в лабораториях, центре технологий электронного правительства ИДУ ИТМО, затем в информационно-аналитических центрах, государственных организациях, ИТ-кластерах высокотехнологичных предприятий, бизнес компаниях Санкт-Петербурга и других регионов. Интеграция нового курса в учебный процесс обеспечит магистрантов методикой и инструментарием для достижения практико-ориентированных и востребованных государственными структурами и бизнес-сообществом результатов», — рассказала Ольга Кононова.
Важно, что используемые в учебно-методическом комплексе программные среды и информационные системы являются доступными по типу лицензирования и по наличию веб-интерфейса. Это позволяет использовать их как для самоподготовки во внеучебное время, так и на занятиях.
Предлагаемый учебно-методический комплекс соответствует образовательному стандарту ИТМО «Прикладная информатика» и содержанию дисциплины «Технологии извлечения и интеллектуального анализа данных в научных исследованиях», которая появится в учебной программе с 2021 года, заменив дисциплину «Информационные технологии в научной деятельности».