1. Что такое индекс Хирша?

Индекс Хирша — это специальный библиометрический индикатор, объединяющий и показатели публикационной активности, и показатели их цитируемости в одно значение. Проще говоря, индекс Хирша позволяет узнать, как много хорошо цитируемых работ написал ученый, при этом термин «хорошо цитируемый» определяется как количеством публикаций, так и их качеством. Придумал этот показатель американо-аргентинский физик Хорхе Хирш, в честь которого индекс и получил свое имя.

2. Как его измеряют?

Индекс Хирша вычисляется по специальной формуле: он равен N, если N работ автора процитировали N и более раз. То есть если 10 работ автора процитировали 10 раз, то и индекс Хирша будет равен 10 (если работ будет 11, но каждую из них процитируют по 10 раз, то индекс все равно будет равен 10). Чтобы посчитать свой Хирш самостоятельно, достаточно отсортировать публикации по цитируемости и, двигаясь по порядку, дойти до последней публикации в списке, у которой цитируемость будет выше ее порядкового номера. Порядковый номер этой публикации и будет равняться индексу Хирша.

3. Кто считает индекс Хирша?

Считает Индекс Хирша практически любая база данных по научному цитированию. И разумеется, значения, выдаваемые различными базами данных, могут различаться, поскольку каждая база рассчитывает его на основании тех материалов, которые она индексирует. В Web of Science, например, вы можете построить отчет по цитированию для любого массива публикаций менее 10 000 документов, и вместе с остальными показателями система покажет вам индекс Хирша.

4. Есть ли защита от накруток показателя?

К сожалению, практически нет. «Накрутить» себе индекс Хирша можно, постоянно ссылаясь на самого себя или же сговорившись с двумя, тремя или более коллегами, которые все время будут цитировать вас, а вы их. Вместе с тем, проверить, не накручен ли таким образом ваш Хирш, сравнительно просто, и это может серьезно ударить по вашей научной репутации. Если вы когда-то активно занимались такой практикой то, даже если однажды вы отказались от нее, всегда можно будет найти ваши старые статьи и понять, что Хирш «накручен».

5. Так означает ли высокий индекс Хирша, что ученый находится на переднем крае науки?

Увы, совсем не обязательно. Помимо «накруток» есть еще ряд проблем.

Во-первых, ученый мог активно работать 20 лет назад, сделать много важных публикаций, которые активно цитировались, но сейчас он практически отошел от дел, однако Хирш у него будет выше, чем у более молодого коллеги, который сейчас совершает открытия.

Во-вторых, ученый, на которого чаще ссылаются, иногда может иметь меньший индекс Хирша, чем куда менее авторитетный исследователь. Дело в методике подсчета: если один автор сделал 12 статей, каждую из которых процитировали 12 раз, то индекс у него будет 12; если же другой автор написал 11 статей, каждую из которых процитировали по 1000 раз (а это, в общем, уже вполне Нобелевский уровень), то Хирш у него все равно будет 11.

6. Можно ли сравнить с помощью индекса Хирша вклад в науку инженера и филолога?

Однозначно нет. И это еще одна проблема Индекса Хирша как инструмента наукометрии. В одних предметных областях частота публикаций и плотность цитирований значительно больше, чем в других, поэтому у генетика Хирш, скорее всего, будет больше, чем у математика, а у химика — больше, чем у историка. По сути, эталон того, как должен расти ваш Хирш, есть только в физике (возможно, потому что Хорхе Хирш сам был физиком). Там считается, что каждый год вашей активной научной деятельности должен приносить +1 к индексу Хирша. Однако археологу, лингвисту или экономисту таких показателей достичь гораздо тяжелее, что вовсе не значит, что они хуже как специалисты.

7. Если с индексом Хирша есть столько проблем, есть еще способы сравнить вклад ученых?

Да, есть два основных показателя, которых хватит для большинства задач по оценке научной результативности. В первую очередь, это количество публикаций в ведущих журналах мира и их цитируемость, нормализованная по предметной области. Наконец, экспертное мнение коллег, для некоторых областей это может оказаться решающим фактором.

8. Так какой способ оценить вклад ученого оптимален?

Все вместе: количество публикаций, нормализованный показатель цитируемости и экспертное мнение других ученых. Отбрасывать какую-то переменную из этого уравнения нельзя, только в комплексе они могут дать достаточно точную картину того, как много сделал автор для науки.