В чем проблема стихийных троп?
В городской среде достаточно трудностей, и этот список настолько обширный, что некоторые недостатки кажутся на фоне других смешными. Подумаешь, кто-то вытоптал тропинки. Но на самом деле это серьезная проблема: это стихийные и не безопасные пешеходные переходы, грязь внутри двора, потери в бюджете на реконструкцию первоначальных дорожек и перекрытие новых.
На первый взгляд причина ясна: непорядочные граждане не следуют правилам и на зло всем канонам делают по-своему.
Но дело отнюдь не в воспитании или менталитете, на самом деле проблема в недостаточно продуманном планировании территории. Люди срезают дорожки на важных для них маршрутах, потому что так они могут сэкономить время, так проще и удобнее, да и в целом логичнее.
Тогда возникает вопрос, почему создаются неудобные проходы? Ведь их разрабатывают такие же люди, которые в целом должны понимать, как идти комфортно, а как нет. К сожалению, все не так однозначно.
У любого ландшафтного дизайнера есть мечта — оформить все так красиво, как создано в Версале. Но жители спальных районов этот порыв почему-то не ценят. Возможно, причина в назначении территории. Все-таки в Версаль приезжают погулять, а в реальной жизни пространство — это большая карта с маршрутами от одного важного места к другому. Именно поэтому при всем стремлении к прекрасному, главная задача проектировщиков — это удобное, оптимизированное, утилитарное пространство.
У желания «воссоздать Версаль» тоже есть свои причины. Архитекторов и дизайнеров в первую очередь учат эстетике, тому, как нарисовать хороший, красивый план с гармоничным сочетанием линий, идеальными газонами и ограждениями. Но в реальности даже в парковых зонах города людей в первую очередь интересует их практичность.
Такая ситуация только в России? Может, дело все-таки в менталитете?
Проблема стихийных троп принадлежит всему человечеству, а потому лишена нации и географической привязки.
На сайте Reddit есть целое обсуждение, где люди со всего мира делятся удивительными стихийными тропами.
На многих фотографиях видны ленты, посадки растений, которые призваны уничтожить стихийную тропинку. Однако, несмотря на такие старания властей, чаще всего подобные планы проваливаются, и люди оставляют за собой право ходить там, где им удобно.
Но почему это такая большая проблема? Их по сути две: редкий заказчик выделит на раннее проектирование дорожек деньги и время, а также редкий проектировщик действительно сумеет спрогнозировать пешеходную сеть.
Если дорожки строят в уже существующем районе, то это половина дела: основные точки притяжения граждан уже обозначены. Но если речь идет о новом жилом массиве, где пока не ясно, какая остановка будет самой популярной, в какой магазин выстроятся самые большие очереди и так далее? Это нетривиальная и сложная задача для проектировщика, ему на самом деле потребуется немало усилий и времени, чтобы предсказать результат.
Доверять пешеходам или нет?
Если на территории возник стихийный проход, то не нужно бороться с ними агрессивными методами. Лучшее, что вы можете сделать: признать ошибку и спланировать иную пешеходную сеть.
Чего точно не стоит делать: запрещать людям ходить по тропинке, перегораживать ее заборами, лентами или живой изгородью. Постарайтесь придумать новые удобные дорожки, а не вступайте в войну.
Однако есть мнение, что, если идти на поводу у пешехода, то весь город придется залить сплошным асфальтовым полем. Это не совсем так. Дорожки не прихоть горожан, а необходимость для передвижения, поэтому пригодными могут быть различные вариации материалов, главное ― их оптимальное расположение.
Но правило работает не всегда. Разумеется, если речь идет о парках, общественных местах, то зачастую в них вмешиваться и вносить изменения нельзя. Например, Марсово поле — это памятник культуры, архитектуры. Чтобы искоренить стихийные тропинки там, проектировщику нужно искать креативные решения: организовать альтернативный маршрут, высадить живую изгородь.
Кроме того, нельзя убирать забор, мешающий пешеходам, если он огораживает детскую площадку. Возможно, именно он является причиной стихийных троп во дворе, однако демонтаж забора поставит под угрозу детей. В данном случае — идти на поводу у пешеходов тоже не стоит.
Как рассчитать удобную дорожку?
В документе «Методические рекомендации по проектированию пешеходных сетей», созданном ЦНИИП градостроительства в 1988 году, рассматривается понятие контрольного угла. Это расстояние между текущим направлением движения пешехода и направлением на заданную цель. Пешеход будет придерживаться текущего пути пока контрольный угол между направлением дорожки и направлением на цель не превышает 30 градусов, а затем он свернет.
Итак, ключевые правила удобных сетей:
-
Нужно определить основные точки притяжения пешеходов: куда и как люди будут идти.
-
Понять, где интенсивные направления, а где редкие. Определить транзитные направления, с которыми мы не сможем бороться.
-
Когда у вас есть точки притяжения и понимание главных транзитов, вы можете рассчитать основные направления движения между ними, и, применяя правило 30 градусов, спланировать с минимальными погрешностями пешеходную сеть, которая будет удобна большей части горожан.
Планировать дорожки нужно не постфактум. Но если вы работаете с территорией, на которой неудобно расположен пешеходный переход, из-за чего люди переходят в неположенном месте, надо уточнить, есть ли возможность перенести переход. Если такого варианта нет, то ваша задача ― грамотно подвести дорожку к имеющемуся переходу, чтобы не допускать аварии с участием пешеходов.
Компьютерное моделирование
Моделирование пути пешеходов — это довольно старая тема, и создание виртуальных компьютерных моделей пешеходов используются давно, особенно для маршрутов эвакуации, мест скопления людей и так далее.
Но полноценная программа именно для прогноза стихийных троп была создана аналитиком Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Егором Смирновым. Сейчас это бесплатный доступный всем веб-сервис — ANT ROAD PLANNER.
Полное видео онлайн-лекции можно посмотреть по ссылке.