Летом 2020 года Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» организовал несколько виртуальных летних школ с участием зарубежных лекторов и профессоров. Студентка Университета ИТМО Анастасия Лазарева посетила три школы: по биофотонике, по инновационным технологиям ядерной медицины и лучевой терапии, а также по высокотехнологичной медицине.
В программе летней школы по биофотонике организаторы сделали упор на бионаносенсорах, производстве наночастиц и нанокристаллов для биофотонных применений, оптических пинцетах, флуоресцентных наночастицах и других смежных областях. Чтобы получить диплом участника, слушатель должен был представить свои исследования на виртуальной постерной сессии.
Анастасия Лазарева, студентка магистерской программы «Физика и технология наноструктур», представила доклад на тему «Photocatalytic properties of hybrid structures based on CdSe nanocrystals and titanium butoxide» и победила в секции «Нано».
О том, как получилось достичь результата и какой опыт можно получить на летних школах, Анастасия рассказала ITMO.NEWS.
Ты участвовала в трех летних школах подряд. В какие сроки они проходили?
С 20 июля по 9 августа — в среднем по 6 дней на каждую.
Почему ты решила участвовать? К тому же, не ограничилась одним направлением, а пошла сразу на три?
Из-за пандемии семестр закончился довольно рано, поэтому у меня было достаточно свободного времени, чтобы отдохнуть. Когда я увидела анонсы школ, то поняла: мне нравятся все три, они так или иначе близки к моим исследованиям. А «Биофотоника» вообще связана напрямую, кроме того, эта школа давала отличную возможность представить исследования международному научному сообществу.
Как прошли школы? Что тебе понравилось и запомнилось?
Это были масштабные мероприятия. Каждый день в конференции Zoom собиралось по 100 человек. Нам читали две лекции, затем мы уходили на перерыв, после него — еще две лекции. Контингент на «Биофотонике» превалировал русско-бразильский как среди спикеров, так и среди участников, хотя также были лекторы из США и Китая. Если говорить о материалах, то все было очень доступно и интересно. Спикеры замечательно владеют английским, поэтому легко было воспринимать их доклады.
Как считаешь, были плюсы в том, что летние школы прошли онлайн?
Да. Наверняка, на очную встречу кто-то не смог бы приехать — участники, спикеры, а в данном случае, у всех была возможность присоединиться. Легко было задать любой вопрос. Когда ты сидишь в большом лекционном зале и хочешь что-то спросить по теме, в которой не очень хорошо разбираешься, то ты немного стесняешься, поэтому велика вероятность, что ты промолчишь. Спрашивать онлайн намного комфортнее.
Единственный минус — не хватило времени для общения с другими участниками, думаю, что организаторам стоило запускать нас в конференцию немного заранее и давать возможность пообщаться. Хотя на представлении докладов такая возможность была.
На летней школе по биофотонике твой доклад занял первое место. Расскажи, что ты исследуешь в ИТМО?
Генерацию активных форм кислорода гибридными структурами на основе квантовых точек кадмий селен (CdSe) и термически отожженного бутоксида титана. Научная новизна состоит, в частности, в методе для формирования гибридных структур — мы используем квантовые точки и отожженные пленки бутоксида, полученные модифицированной технологией Ленгмюра-Блоджетт.
Наши пленки бутокисда титана способны генерировать активные формы кислорода под действием ультрафиолетового излучения. В нашей работе подтверждено, что сформированные на основе полученных наночастиц диоксида титана гибридные структуры с квантовыми точками CdSe демонстрируют генерацию активных форм кислорода под действием видимого излучения за счет фотоиндуцированного переноса электрона от квантовой точки к наночастице.
К слову, это был один из самых важных шагов в нашем исследовании. Далее мы доказали эффективность генерации активных форм кислорода гибридными структурами и оказалось, что она сопоставима с эффективностью многослойных структур, на основе коллоидных наночастицах диоксида титана.
Возможно ли практическое использование ваших наработок? В чем прикладная или научная польза исследования?
Известно, что диоксид титана и особенно его наноструктурированная форма способны эффективно генерировать активные формы кислорода под действием ультрафиолетового излучения. Этот факт делает наночастицы диоксида титана очень перспективным материалом для терапии бактериальных инфекций, поскольку взаимодействие бактерий с активными формами кислорода может инициировать их гибель вследствие окислительного стресса. В настоящее время многие лаборатории разрабатывают структуры на основе диоксида титана, потому что они являются наиболее эффективными генераторами активных форм кислорода.
Какой фидбэк ты получила от экспертов и других участников?
Это был положительный отклик. Мне задавали много вопросов, когда я представляла свою работу. Несколько профессоров говорили о сотрудничестве, им понравилось наше исследование, еще когда я представляла его на зимней атомной школе «МИФИ» от олимпиады «Я — профессионал». Сейчас они увидели результаты и сказали, что готовы поработать с нашей лабораторией. Думаю, что это может быть интересно, сейчас все будет зависеть от планов, которые очертит научный руководитель.
Что тебе дало участие в летних школах? Как это повлияло на твои планы?
Разумеется, новые знания. Также я надеюсь на сотрудничество с лабораторией «МИФИ». Как раз сейчас мы с научным руководителем готовим выпуск обзорной статьи, всем, кто заинтересовался темой, я смогу прислать ссылку на статью и предыдущие разработки. Пока наши научные планы не изменились, мы хотели бы посмотреть на эффективность генерации активных форм кислорода в зависимости от условий формирования данных структур.