София Петраш ― выпускница факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО. В рамках работы над своей ВКР они разработала 3D-визуализацию масштабного светопамятника, проект которого создал художник и изобретатель Григорий Гидони в 1927 году.

Проект являлся примером синтеза искусств и должен был сочетать в себе светотеатр, светомузыку и светоархитектуру. Целью визуализации стало восстановление памяти о Григории Гидони, а также создание его цифрового следа в современном мире.

Визуализация показывает современному человеку, который вряд ли пойдет в архив, но пользуется интернет-ресурсами, что уже в 1920-е годы в Советском Союзе существовала область Art&Science, отмечают авторы.

Инициатором проекта была Ольга Колганова, научный сотрудник Российского института истории искусств, исследователь творчества Гидони. Вместе с Софией Петраш, а также старшим преподавателем Университета ИТМО и руководителем Софии — Анной Спиридоновой — они воплотили одну из идей Григория Гидони в 3D-модели.

Немного истории

Художник Григорий Гидони и скульптор Наум Могилевский начали работу над проектом грандиозного сооружения светоархитектуры ― светопамятника, посвященного 10-летию Октябрьской революции, ― в 1926 году.

Григорий Гидони. Источник: wikipedia.org
Григорий Гидони. Источник: wikipedia.org

«С идеологической стороны, светопамятник был призван передать величие Революции, связать возникающий революционный стиль с великолепием стиля “Петербургского периода”, отразить мощь пролетариата и великого вождя революции, что, как отмечалось в прессе, обычный тип памятника-статуи разрешить едва ли мог», — говорится в статье Ольги Колгановой.

Творчеством Гидони она заинтересовалась еще 8 лет назад. Как отмечает исследователь, в 1910-20-е годы наблюдался всплеск интереса к синтетическим формам искусства и, в частности, к устройствам, которые сочетают в себе свет, цвет, звук и движение. Ольга Колганова начала готовить материал о светопамятнике для выставки «Глобусы. Архитектура и наука исследуют мир», посвященной архитектурным проектам, конструкция которых связана с формой земного шара.

Проект светопамятника, посвященного 10-летию Октябрьской революции. Источник: inde.io
Проект светопамятника, посвященного 10-летию Октябрьской революции. Источник: inde.io

Выставка проходила в Париже в 2017 году, и модель светопамятника, восстановленная сотрудниками Творческого объединения «Прометей» (автор реконструкции ― казанский архитектор Руслан Сабиров), стала одним из ее центральных экспонатов.

В то же время изучением зарождения светового искусства начала заниматься и исследователь Университета ИТМО Анна Спиридонова. По ее словам, на выбор диссертационного исследования повлияла современная цифровая визуализация балета «Фейерверк» Джакомо Балла 1917 года, которую она увидела случайно. Этот случай и привел ее к мысли о том, что разработки русских художников в области светомузыкального искусства тоже должны быть представлены в цифровом пространстве.

«На нашей образовательной программе и в центре юзабилити и смешанной реальности мы занимаемся проектами в области сохранения культурного наследия уже много лет. Например, мы реконструировали Соловки, часть Федоровского городка в Пушкине, восстанавливали премьеру спектакля А.Чехова “Чайка” и многое другое. Сейчас я пишу диссертацию о зарождении светового искусства в рамках русского авангарда, то есть рассматриваю период до Гидони, изучаю предпосылки сложения светового искусства в живописи и театре», — рассказывает Анна Спиридонова.

Анна Спиридонова
Анна Спиридонова

Создать 3D-визуализацию светопамятника Анна предложила в качестве дипломного проекта студентке ИТМО Софии Петраш.

«Когда я поступила в ИТМО, еще на 1-2 курсе, мне было интересно попробовать совместить аудио- и визуальное искусство, сделать что-то со светомузыкой. Потом в списке тем от Анны я увидела задание, связанное со светопамятником Гидони. Я почитала о Гидони, и работа меня заинтересовала, потому что позволяла объединить свет, музыку и 3D-моделирование», — рассказывает София.

Первая презентация совместного проекта Ольги, Анны и Софии для широкой аудитории состоялась на международной конференции «Галеевские чтения» в Казани 3 октября 2020 года. Выбор площадки неслучаен. Начиная с 70-х годов, при Казанском авиационном институте работало студенческо-конструкторское бюро «Прометей» (с 1995 года ― НИИ «Прометей»), которое объединяло как исследователей, так и практиков светомузыкального искусства со всего Советского союза.

София Петраш. Фото из личного архива
София Петраш. Фото из личного архива

Долгие годы НИИ руководил доктор философских наук, профессор Б. М. Галеев, который написал целый ряд статей о Гидони и в 1987 году представил макет Светового памятника Революции на выставке Всесоюзной школы-фестиваля «Свет и музыка» «Пространство. Время. Искусство». Поэтому именно в Казани, во многом благодаря профессору Галееву, развивалось светомузыкальное искусство, которое объединило многих светохудожников и музыкантов.

Как создавалась 3D-модель светопамятника

Центром проекта Григория Гидони был гигантский глобус — земной шар, сделанный из матового стекла. Предполагалось, что он будет вмещать в себя светотеатр в северном полушарии и кинотеатр — в южном. Глобус дополняли серп и молот, служившие прикладным целям: в рукоятках серпа и молота планировалось разместить выставочные залы и лифты, в верхней части молота — «Ленинский уголок» и площадку для посадки самолетов и дирижаблей, а в другом элементе композиции — шестерне — газоубежище и балконы.

3D-визуализация светопамятника Григория Гидони. Иллюстрация предоставлена авторами
3D-визуализация светопамятника Григория Гидони. Иллюстрация предоставлена авторами

Глобус опоясывала смотровая площадка, оборудованная перилами. Конструкция задумывалась огромной. По словам самого Гидони, размер глобуса мог быть в несколько раз больше купола ленинградского цирка на Фонтанке, напротив которого жил художник.

В театре Григорий Гидони планировал разместить светооркестр. Для этого он разработал и запатентовал свой светоцветовой инструментарий, а также создал целый ряд светоцветовых партитур. По одной из сохранившихся партитур Ольга и София визуализировали фрагмент финала Девятой симфонии Бетховена по системе Гидони. На протяжении визуализации звучит именно эта музыка и модель подсвечивается так, как планировал автор.

Чтобы воссоздать светопамятник в 3D, София выполнила чертеж модели на основе единственной сохранившейся фотографии и нескольких рисунков 1927 года, имевшихся в распоряжении творческой группы. Заготовки для светотеатра Софии пришлось делать самостоятельно, поскольку данных о нем было меньше всего. Посередине театр имел площадку для представлений с четырьмя сценами, на которых одновременно могли проходить спектакли.

Чертеж памятника. Иллюстрация предоставлена авторами
Чертеж памятника. Иллюстрация предоставлена авторами

Так как информативных источников и изобразительных материалов для создания 3D-модели светопамятника было немного, авторы ориентировались в том числе на аналоги: кадр из видеоролика с трехмерной моделью «Клуба союза коммунальников имени И. Русакова» архитектора К. Мельникова, трехмерную модель Московского планетария 2019 года, Башню В. Татлина, а также визуальную реконструкцию фабрики-кухни в Самаре 2013 года, в которой также используются символы серпа и молота. Для разработки чертежа София использовала AutoCAD, а для реализации проекта — Blender, Photoshop и Davinci Resolve.

По словам Софии, одной из самых сложных частей работы над проектом была расшифровка и реализация светоцветовой партитуры. Действие светооркестра решено было продемонстрировать на примере расшифровки 125 тактов сохранившейся светоцветовой строки Гидони к фрагменту финала Девятой симфонии Бетховена. Эту расшифровку и саму 3D-модель светопамятника участники проекта разработали в год 125-летия со дня рождения Гидони.

3D-визуализация светопамятника Григория Гидони. Иллюстрация предоставлена авторами
3D-визуализация светопамятника Григория Гидони. Иллюстрация предоставлена авторами

Перспективы

Как отмечает Анна, даже если бы проект был создан в 1920-30 годы, он мог не сохраниться до наших дней. Например, из-за использованных материалов, которые не пережили бы время, или из-за недостатка средств для его поддержания в определенные периоды. А 3D-модель позволит получить доступ к памятнику всем интересующимся.

«Искусствоведы видят продолжение нашей идеи. На Галеевских чтениях куратор нашей секции — Антонио Джеуза — интересовался, где мы хотели бы построить светопамятник. Где установить подобное сооружение ― это, скорее, второй вопрос. Первый вопрос ― возможность самой установки. Думаю, что это вполне выполнимо. У меня была идея обратиться к архитекторам, представить проект на какой-нибудь архитектурный конкурс. Но реализовать необходимо проект именно светотеатра Гидони, который предшествовал светопамятнику и не содержал в себе советской символики. Рисунок светотеатра сохранился на программке Первого вечера искусства света и цвета, проведенного Гидони к Академии наук. Но чтобы архитектору создать такой проект — нужно вложить очень много средств», — рассказывает Ольга.

3D-визуализация светопамятника Григория Гидони. Иллюстрация предоставлена авторами
3D-визуализация светопамятника Григория Гидони. Иллюстрация предоставлена авторами

Сейчас фонд «Галеев ― Прометей» (руководитель А. Максимова) готовит 3D-экскурсию по выставке «Прометей космического века. Булат Галеев – 80». Выставка открылась 17 сентября 2020 года в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и посвящена 80-летию Б. М. Галеева.

В экскурсию войдет и 3D-модель светопамятника, выполненная Софией Петраш. Авторы проекта надеются, что она станет сопровождать реальную модель светопамятника на последующих выставках. Между тем, работа над проектом продолжается, потому что продолжает открываться новая информация и появляются новые сведения о том, как мог выглядеть светопамятник и каким был светотеатр Гидони.

«София помогла Ольге как исследователю визуализировать то, что сложно визуализировать. Таким образом она дала форму, образ для дальнейших поисков. Мне кажется очень интересным в рамках дипломных работ создавать связки дипломника и искусствоведа, располагающего большим количеством информации, которую можно донести до самого широкого зрителя с помощью современных технологий», — комментирует работу Анна Спиридонова.

Ольга Колганова. Фото из личного архива
Ольга Колганова. Фото из личного архива

«Мне кажется, место таким работам — на современных архитектурных и художественных выставках в Париже, например, в центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, или в Третьяковской галерее, когда рядом с картинами, скульптурами или макетами архитектурных сооружений помещен экран с визуализацией или 3D-очки, чтобы мы могли более полно представить себе замысел художника», — добавляет Ольга Колганова.

Добавим, что презентация проекта прошла 12 октября в Петербурге в рамках научной конференции «Петербургские театры, которых нет», где выступили все трое его участников. Кроме того, Ольга Колганова представила проект на крупнейшей в России искусствоведческой конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства IX», проходившей 26-31 октября в Петербурге.

Перейти к содержанию