Мероприятие было организовано Центром технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО (ЦТЭП ИДУ). Цель семинара — обсудить результаты масштабного исследования — Мониторинга ресурсов электронного участия в России — 2020, которое провели специалисты ЦТЭП ИДУ в декабре 2019 года, а также обозначить дальнейшие пути развития и выработать конкретные рекомендации для продолжения эффективной работы.
Электронное участие — это использование информационных технологий для вовлечения общественности в процессы принятия решений органами власти и выработки государственной политики. Примерами каналов электронного участия выступают различные ресурсы — например, проект «Твой бюджет», а также другие сервисы, посвященные сбору сообщений граждан о тех или иных проблемах, порталы электронных инициатив и петиций и другие.
Как отмечает Андрей Чугунов, директор Центра технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, при подготовке исследования специалисты ЦТЭП ИДУ ставили перед собой задачу изучить электронное участие граждан в разных аспектах. Авторы исследования сделали акцент на формирование социальных институтов, институциональных связей, специфику электронных механизмов взаимодействия граждан и власти.
В ноябре специалисты ИТМО представили рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений. Как отмечают его составители, рейтинг отражает степень готовности региональных властей обсуждать с гражданами текущие проблемы с помощью цифровых технологий.
Однако, как подчеркивает Андрей Чугунов, все это — только начало работы, которую необходимо продолжать, привлекая масштабное экспертное сообщество из регионов.
«Мы понимаем ограниченность исследования, которое мы провели. Тщательно и качественно изучить процессы без возможности доступа к информации, которой обладают исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, невозможно. Мы четко говорим, что наше исследование не про качество работы тех или иных регионов, а про возможность для граждан пользоваться каналами электронного участия и степень развития этих каналов», — объясняет он.
Реакция экспертного сообщества
В рамках семинара, посвященного обсуждению результатов исследования, его участники подробно обсудили полученные выводы, а также представили рекомендации по развитию работы.
Динар Шарафутдинов, заместитель министра цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан и выпускник ИТМО, подчеркнул важность проведенного исследования. Электронные сервисы позволяют властям региона делать важные выводы, собирая аналитику по запросам и жалобам населения, а гражданам — участвовать в процессе управления регионом и в формировании политических решений, отметил эксперт.
По его словам, сегодня для граждан существует множество точек входа, чтобы выразить свое мнение. Именно поэтому полезно развивать платформенный подход, создать единый цифровой профиль гражданина.
Это позволит понять, насколько активен гражданин, чем он интересуется, в каких инициативах участвует, даже если человек проявил себя на разных платформах. Такой подход поможет органам власти предлагать гражданам более проактивные сервисы и эффективнее вовлекать их в соучастие развития региона и страны.
На эти цели, по словам Динара Шарафутдинова, должно работать и создание единых справочников и единых классификаторов тем обращений граждан.
Петр Иванов, советник директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, отметил необходимость учета различных факторов, которые влияют на оперативность реакции власти на обращения граждан. Также он подчеркнул важность дальнейшего эффективного исследования каналов взаимодействия органов власти и граждан на разных уровнях управления.
Алан Салбиев, руководитель управления Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи, не обошел тему пандемии. По его словам, она сильно повлияла на устройство процессов взаимодействия власти и граждан на региональном и муниципальном уровнях.
Так, по поручению Президента РФ к 1 декабря 2020 года во субъектах РФ по всей стране развернулись Центры управления регионами (ЦУРы). ЦУР — это единый пункт мониторинга, в который поступают и оперативно отрабатываются проблемные вопросы жителей по всем направлениям, связанным с жизнью региона. Здесь же должны формироваться аналитические материалы, которые характеризуют социально-экономическую ситуацию в регионе, а также вырабатываться предложения по его дальнейшему развитию.
В связи с этими нововведениями и другими изменениями, которые произошли за последний год, эксперт посоветовал авторам отчета обновить методологию и методику исследования на следующих этапах. При этом он отметил верную постановку задачи исследования.
Также Алан Салбиев, как и другой спикер, Галина Сташевская, заместитель директора департамента цифрового государственного управления Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, отметили создание Платформы обратной связи (ПОС). Эксперты назвали это существенным шагом вперед в контексте взаимодействия государства и граждан России.
По словам Галины Сташевской, в первой половине 2020 года в ряде субъектов проходила опытная эксплуатация проекта и апробация его функциональности. Два компонента платформы — работа с обращениями и сообщениями граждан, а также голосование, публичные слушания и обсуждения волнующих граждан вопросов — уже внедряются в регионах. В дальнейшем ПОС планируется распространить на все регионы.
Эксперт отметила, что теперь задача властей — интегрировать с Платформой обратной связи уже существующие решения, обзор которых сделали исследователи ИТМО. Также она выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество, потому что методологический инструментарий, которые предлагают исследователи, будет востребован для совместной работы.
Дальнейшие планы
По словам Андрея Чугунова, исследователи планируют сделать отчет в динамике с обновленными данными 2020-2021 годов. Отдельным разделом в это исследование будут включены данные о том, как развиваются системы ЦУР и ПОС.
Кроме того, рабочая группа проекта планирует параллельно с проведением мониторинга и совершенствованием методики начать пилотные проекты в регионах, чтобы изучить различные аспекты эффективности функционирования электронных механизмов обратной связи. Для этого, в первую очередь, необходимо выявить активные регионы, которые хотят сотрудничать с Центром технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО
«Наша цель — глубокое изучение электронного участия, мы хотим понять, от чего конкретно оно зависит, как влияет на экономическое развитие, уровень жизни населения, на реалистичность реализации компонентов умного города в конкретной институциональной экосистеме. Параллельно мы готовы оказать помощь пилотным регионам по разработке методики оценки качества работы электронного участия внутри региона. Создание и развитие таких методик, метрик необходимо в интересах граждан и для роста качества государственного и муниципального управления» — комментирует Андрей Чугунов.
Как отмечают организаторы семинара, по итогам мероприятия эксперты сформулировали конкретные рекомендации для авторов мониторинга по получению актуальных и точных данных при анализе порталов электронного взаимодействия. Кроме того, участники обсудили планируемые изменения системы регионального электронного участия и определили перспективные направления дальнейших исследований в 2020-2021 году.
Представители органов власти выразили заинтересованность в дальнейших исследованиях проектной группы Центра технологий электронного правительства, которые могут быть использованы органами власти для решения проблем граждан уже сейчас.
Добавим, что разработка методики мониторинга ресурсов электронного участия в России ― 2020 и проведение исследования осуществляется Центром технологий электронного правительства при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 18-18-00360 «Электронное участие как фактор динамики политического процесса и процесса принятия государственных решений».