Живя на Севере, человек сталкивается с совершенно особыми сложностями: резкие изменения погоды, малая населенность, миграции диких животных, которые перекрывают дороги. Эти проблемы общие для всех северян, вне зависимости от того, живут ли они в России, Скандинавии или в Северной Америке. Некоторые из трудностей можно решить с помощью IT-технологий.
На это направлен проект DIT4BEARs, объединивший университеты России, Норвегии, Швеции и Финляндии. Он был запущен год назад и будет вестись до 2023 года. Одним из партнеров проекта стал Университет ИТМО.
«В 2020 году мы провели ряд мероприятий включая семинары и хакатоны, — рассказывает координатор проекта со стороны ИТМО Ольга Тимохина, — по итогам проекта были отобраны две команды, которые прошли виртуальные стажировки в Технологическом университете Лулео (Швеция) и Лапландском университете прикладных наук (Финляндия). Среди участников хакатона были команды из Китая и Финляндии, но победили две команды из ИТМО. В каждой команде ребята самые разные: разработчики, маркетологи и так далее. Мы признательны за поддержку Технопарку ИТМО, который является соорганизатором этих мероприятий».
У каждой команды был свой куратор, с которым студенты общались и получали рекомендации по выполнению проекта и его защите.
Применение технологии Интернета Вещей в оленеводстве
Лапландский университет прикладных наук предложил участникам хакатона DIT4BEARS.hack свой проект «Применение технологии Интернета Вещей в оленеводстве» («ConnectedDeer»), посвященный безопасности на дорогах. Участники должны были придумать идеи для приложения-навигатора, которое позволяло бы водителям видеть диких северных оленей за счет GPS-трекера, закрепленного на животных специальными службами в рамках проекта, во избежание автокатастроф.
Победу на хакатоне по этому направлению одержала команда второкурсников факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. «Объем исследований, которые мы провернули, колоссален: суммарно мы работали около 30 часов. К ночи первого дня хакатона мы знали все про трекинг и системы GPS, определяли породу оленей по подшерстке, знали, сколько Макдональдсов в Финляндии и как именно работает система железнодорожного транспорта в Швеции», — вспоминает руководитель команды Ольга Кокорина.
После победы на хакатоне студентов ждала трехнедельная онлайн-стажировка, где они продолжили работать над своим проектом. «Нам было нужно провести ряд глубоких исследований по экономике, маркетингу, а также по технологической и юридической частям, чтобы в итоге переформировать проект и представить траекторию его дальнейшего развития», — рассказывает другой участник проекта Данил Серков.
«Основной проблемой было отсутствие понимание российских реалий у Европы: нам даже пришлось сделать отдельное исследование об особенностях коренного оленеводства в России, чтобы обосновать, почему обширный трекинг на территории нашей страны затруднителен», — добавляет еще одна участница команды Полина Гусева.
Как рассказала Полина Киселева, также участвующая в стажировке, студенты предложили не только экономические и технологические планы развития проекта, но также и концепцию проведения международного семинара с представителями оленеводческих организаций разных государств.
«[По итогам стажировки] мы получили информацию о [возможном] сценарии использования [нашего приложения] в российских условиях, — рассказал ITMO.NEWS куратор команды со стороны Лапландского университета прикладных наук Мика Салохеймо, — эти данные было бы очень затруднительно получить как-то иначе. Команды [в ходе хакатона] выдвинули интересные идеи и планы относительно дальнейшего развития проектов. Также как наставник стажеров [из Университета ИТМО], я должен подчеркнуть [их] новаторское мышление, которое проявилось в работе».
Северный блокчейн
Вторая команда, победившая на хакатоне должна была работать вместе со специалистами из Технологического университета Лулео. «Задание на стажировку у нас было следующее: разработать сайт с веб-конференцией (то есть сделать некий аналог Zoom), авторизацией по лицу и системой учёта, базированной на технологии блокчейна», — рассказывает руководитель команды Александр Ссорин.
«Это было наше первое веб-приложение, знания нулевые, поэтому мы приступили к плотному изучению требуемой теории. Примерно через неделю у нас был готов основной каркас сайта с распознаванием лица, через две недели сайт был почти готов за исключением блокчейна. По причине того, что мы не успевали всё сделать, но при этом очень сильно трудились, то менторы «выбили» нам ещё пять дней», — вспоминает другой участник команды Виталий Диковицкий.
Как рассказывает Алена Захаренко, еще одна участница команды, стажировка окончилась еще одним хакатоном, сразу после которого была назначена защита проекта. Она окончилась для российских студентов успешно. «Как итог, мы очень сильно развили свои навыки в веб-разработке и в командной работе, и остались очень довольны новым опытом!», — добавляет еще один участник команды Владислав Ларин.
«Виртуальная стажировка, организованная DIT4BEARs, очень важна и своевременна, — рассказал ментор со стороны Технологического университета Лулео Райхан Уль Ислам, — это позволило студентам поработать с экспертами из разных стран во время пандемии. В рамках инициативы группа студентов разрабатывала веб-приложения для видеоконференцсвязи на основе WebRTC. Для аутентификации пользователя вместо пароля использовалось распознавание лиц, а для хранения истории авторизованных пользователей веб-приложения — технология блокчейн. Студенты разработали приложение с большим энтузиазмом, а для меня виртуальная стажировка стала большим опытом. Надеюсь, такое сотрудничество продолжится и в будущем».
После открытия границ
На этом работа проекта DIT4BEARs не заканчивается. Уже весной должен пройти новый хакатон в Арктическом университете Норвегии. По итогам этого мероприятия победителям также будут предложены стажировки.
Также, когда появится такая возможность, студенты ИТМО, прошедшие онлайн-стажировки, смогут побывать в шведском и финском вузах очно.
«Когда откроются границы и появится возможность путешествовать, мы планируем привлечь этих студентов к нашему проекту DIT4BEARs, — добавляет Ольга Тимохина, — для разработки кейса в рамках проекта. Мы думаем, что они смогут физически съездить в принимавшие их университеты и посмотреть, как там работают исследовательские центры, где они проходили онлайн-стажировку».