У студентов и сотрудников Первого Неклассического есть возможность получить консультацию специалистов. О том, как работает система психологической поддержки редакции, рассказал Евгений Раскин, руководитель департамента молодежной политики Университета ИТМО.
— Как организована психологическая помощь для студентов ИТМО?
— Этим занимаются сотрудники медико-психолого-социального центра. У нас в штате работают два психолога, также психологическую помощь оказывает директор центра Елена Шарапановская. Они могут оказать разную помощь от психолого-педагогической до более сложных случаев на стыке с психотерапией.
Кроме того, психолог есть в студенческом городке, где живет большинство наших иногородних студентов. И еще один специалист работает в центре сопровождения инклюзивного образования с теми студентами, которых «ведет» центр.
У нас оборудованы комнаты психологической разгрузки: есть фиброоптический душ, ионизатор воздуха, установка для ароматерапии, массажная накидка, песочница для песочной терапии. А еще имеется зона для консультаций с психологом. Если человек не может или не хочет консультироваться лично, возможно сделать это онлайн.
Для более серьезных проблем, которые требуют работы с психотерапевтом, у нас есть договор с клиникой, где студентам может быть оказана специализированная помощь. Консультация оплачивается университетом.
— А сотрудники как-то могут обратиться за психологической помощью?
— По факту сейчас наш центр работает со студентами, но, естественно, в него обращаются и сотрудники. Если есть возможность их принять, то мы им не отказываем. В рамках месяца ментального здоровья мы планируем запустить проект совместно с «Альтером». Это сервис подбора психологов. Сейчас обсуждаются форматы взаимодействия: возможно, это будет специальная скидка для наших сотрудников и студентов, возможно — бесплатная консультация.
В целом мы планируем развивать направление психологической помощи для всех наших сотрудников, обучающихся, преподавателей.
— Почему университет считает заботу о ментальном здоровье важным направлением?
— Это важно, особенно для студентов — в их жизни происходит много новых событий, с которыми ребята раньше не сталкивались: новый коллектив и друзья, более самостоятельная взрослая жизнь, сложности с учебой. У нас около 70% студентов иногородние. Сам переезд в другой город, новые знакомства, новый образ жизни — все это большой стресс.
А кроме того, мы увидели, насколько это важно во время пандемии и периода самоизоляции. Как раз тогда у нас появился второй психолог.
— Насколько студенты и преподаватели, которые обращаются к специалисту, могут рассчитывать на конфиденциальность?
— Для психологов конфиденциальность, сохранение тайны обращения — это профессиональная обязанность. Именно поэтому мы сразу отказались от использования ИСУ (информационной системы управления Университета ИТМО) для записи к психологам. Студенты записываются на консультации через ВКонтакте или через специальную электронную почту наших психологов. Некоторые звонят в центр или обращаются для записи лично. В рамках проекта ITMO.Future студенты разработали отдельное приложение для записи к психологу, оно также специально «оторвано» от всех других сервисов, чтобы не было никакой возможности получить доступ к верифицированным аккаунтам студентов. В ближайшее время мы его анонсируем.
Важно, правда, отметить, что речь идет именно о конфиденциальности. Анонимно специалисты не работают. Психологу надо видеть человека, пообщаться с ним, чтобы оказать помощь.
— С чем можно обратиться?
— Не всегда легко понять, что с человеком: просто мимолетная хандра или начало психологического кризиса, с которым ему уже не справится в одиночку. Как определить, что пора к психологу, и как именно помогают специалисты ИТМО, рассказала директор медико-психолого-социального центра Елена Шарапановская.
— С какими именно проблемами студенты ИТМО могут обратиться к психологу?
— Замечательный психолог Борис Сергеевич Братусь как-то сказал, что человек может быть психически здоров, но личностно болен. То есть даже у здорового человека могут быть в жизни проблемы: ситуативные или масштабные — которые могут потребовать помощи психолога. К нам обращаются со всем спектром психологических проблем: внутриличностные проблемы — потеря жизненного смысла, страхи, панические реакции, нежелание учиться, проблемы в личных отношениях, проблемы с родителями, сексуальные проблемы, панические реакции. При этом важно понимать, что причина или повод обращения к психологу и собственно сама психологическая проблема — это абсолютно разные вещи.
В основном мы работаем с проблемами жизненного выбора, осознанием жизненных смыслов, принятием важных решений, попытками разобраться в своих чувствах. Приходят к нам и с психосоматическими проблемами, когда психологическая проблема стала проявляться через телесные ощущения.
Не всегда вовремя приходят студенты со стабильной неуспеваемостью. Если студент честно учится, не бездельничает, а все равно накапливаются долги, это тоже желательно обсудить с психологом. И не тогда, когда остались последние 2-3 недели для сдачи долгов, а гораздо раньше. Многие сейчас любят объяснять проблемы в учебе прокрастинацией. Однако истинной причиной, как правило, является не лень, а непонимание себя и своих жизненных устремлений, несоответствие выбранного направления собственным способностям и многое другое.
— Как понять, что пора обратиться к психологу?
— Если какие-то страхи, тревоги, психологические проблемы явно мешают жить. Если не можешь справиться с решением жизненных задач самостоятельно, не получается строить близкие отношения, длительное время не складываются отношения в учебной группе или на работе.
Но нужно помнить, что психолог не волшебник, который взмахнет палочкой и все желаемое станет реальностью. Консультация у психолога — это не просто разговор. Это душевный труд. И прежде всего — труд самого клиента.
Если же ты не спишь несколько дней, плохо ешь, появилось дрожание рук, в течение двух недель у тебя явно без причины держится плохое настроение, то психолог, с большой вероятностью, порекомендует вам подключить к решению проблем и врача-психотерапевта.
— А есть ли что-то, что можно попробовать сделать самому, до обращения?
— Каждому здесь не посоветуешь. Но в целом, просто развеяться, почитать книгу, послушать музыку, сходить в театр, поехать с друзьями на природу. Переключить внимание. Если заработался в лаборатории, постараться договориться с преподавателем, чтобы пропустить день. Тем, кто владеет техниками релаксации или медитации, рекомендуем ими воспользоваться.
Если сам не справляешься, можно выпить пустырника. Но если это не помогает, если состояние продолжает мешать жить, если руки опускаются и жизни не рад, то тогда надо идти к специалисту.
— Любые психологи и психотерапевты придерживаются определенных школ. Какие практики применяете вы и ваши коллеги?
— У нас ведущее направление — экзистенциальный анализ и логотерапия. Наши психологи прошли подготовку в сфере консультирования в экзистенциальном подходе в соответствии с европейским стандартом GLE International под руководством А.Лэнгле. Сейчас студенты интересуются БКТ (бихевиорально-когнитивной терапией). Этим методом мы тоже владеем, как и песочной терапией. Выбор зависит от специалиста и от проблемы, с которой пришел клиент.
Мы проводим релакс-сессии, медитативные сеансы, психологические игры, мини-тренинги. И не только их. Участвуют и студенты, и сотрудники. В связи с требованиями по соблюдению социальной дистанции и ношению масок эта работа на время прервалась, но сотрудники и студенты уже ждут, когда мы возобновим такие встречи. Кроме консультативной работы при необходимости мы проводим и психокоррекционную. У нашего центра есть группа ВК Psyline ITMO и психологический клуб.
— А вообще, как много обращений?
— В год примерно 1100-1200 консультаций. Нет такого факультета, чьи студенты не обращались бы к нам в течение каждого учебного года. С начала 2021 года поток желающих проконсультироваться заметно вырос. Очень много первичных обращений. В марте было 129 консультаций, из них 54 первичные. Проблематика обращений не связана с предыдущим периодом дистанционной учебы и самоизоляции. Мы для себя назвали это «эффектом понедельника»: жизнь вошла в привычное русло и люди начинают решать задачи, которые откладывали на потом.
— Прошлый год всем тяжело дался. Расскажите, насколько это было заметно по обращениям в ваш центр?
— Это вопрос сложный. Судя по всему, для студентов дистант и самоизоляция прошли менее болезненно. В июне 2020 года на межвузовской конференции психологи обменялись мнениями по поводу количества и качества обращений студентов за консультативной помощью. Все пришли к выводу, что никаких особых пиков обращений отмечено не было. Это же мнение было подтверждено на межвузовской конференции уже в марте этого года.
Сотрудникам пришлось тяжелее. Было много дополнительной работы по переводу учебных дисциплин в дистанционный формат и других сложностей. Это сказалось на психологическом благополучии. Отмечались также обращения сотрудников по поводу страхов, связанных с эпидемией. Иногда возникали панические очаги, рождаемые страхом одного человека или ложных слухов.