Как рассказывает Светлана Гнездилова, директор Центра сопровождения инклюзивного образования, участие студентов с ОВЗ в Конгрессе является сильной мотивацией к их научно-исследовательской работе:

«Ребятам очень важно, что они помогают обществу, несмотря на свою инвалидность. Это их мотивирует в дальнейшем развиваться — они понимают, что их разработки и идеи приносят пользу. К тому же участие в КМУ помогает им повысить свой уровень публичных выступлений, повысить научный уровень работ и апробировать свои выпускные квалификационные работы».

Рассказываем о докладах, которые представили студенты.

Гитара для людей с ОВЗ и электронный помощник для выбора профессии

Магистрант ФТМИ Денис Гончаров рассказал о своей разработке — гитаре, на которой смогут играть люди с ограниченными возможностями. Ее особенность в том, что для извлечения звука струны не нужно зажимать с силой – достаточно лишь коснуться их. Гриф оборудован специальными датчиками, которые считывают положение руки. Сами же звуки воспроизводятся из загруженных в инструмент семплов — как на синтезаторе.

Стоит отметить, что инструмент подходит не только людям с инвалидностью, но и может использоваться для обучения игры на гитаре максимально широким кругом людей. Подробнее об этой разработке читайте в нашем отдельном материале.

Артем Меинов. Источник: социальные сети

Артем Меинов. Источник: социальные сети

Аспирант ФПиКТ Артем Меинов представил электронный сервис-помощник для выбора направления подготовки в вузе для абитуриентов, имеющих инвалидность и ОВЗ. За основу разработки было взято учебно-методическое пособие, составленное Центром сопровождения инклюзивного образования — оно помогает абитуриентам с ОВЗ принять обдуманное решение при поступлении в Университет ИТМО. Электронный сервис включает перечень всех направлений подготовки ИТМО, специализированный «Перечень профессий, не рекомендуемых при некоторых видах заболевания» и «Матрицу профессий будущего» (по материалам Атласа профессий будущего). В дальнейших планах Артема — адаптация сервиса для слабовидящих (интерфейс разрабатывается на основе консультаций с оптометристом), добавление в каталог других университетов помимо ИТМО и внедрение онлайн-консультаций.

Портал для юридической и медицинской помощи

Еще один каталог, но уже информационных систем и порталов для людей с ОВЗ, подготовила студентка первого курса магистратуры ФТМИ Виктория Пашинцева. В докладе она поделилась результатами своего исследования различных онлайн-систем, позволяющих маломобильным группам населения безбарьерно получать государственные услуги или информацию о своих правах и возможностях. По итогам анализа, была выявлена общая тенденция информационных порталов: они в основном только агрегируют сведения об инвалидности, нормативно-правовой базе, рекомендованных мероприятиях реабилитации или абилитации, государственных услугах и не предоставляют, как правило, консультационного сопровождения.

Виктория Пашинцева. Фото из личного архива

Виктория Пашинцева. Фото из личного архива

Виктория предложила создать информационной портал по юридическому сопровождению людей с ОВЗ — это позволило бы объединить людей, нуждающихся в медико-правовой консультации, некоммерческие организации, оказывающие безвозмездные юридические услуги, общества инвалидов и другие заинтересованные учреждения, а также качественно изменить подход к проведению медико-социальной экспертизы и обеспечить нуждающихся граждан достаточной и доступной юридической помощью.

«Выбор темы пришел случайно. Отталкивалась от проблематики по личному опыту — на протяжении более 10 лет постоянно сталкивалась с бюрократией в сфере инвалидности (прохождение комиссий МСЭ, получение ТСР и т.д.) и нехваткой грамотных специалистов в юридической области. Проведя анализ существующих информационных порталов, поняла, что они в основном нацелены на агрегацию информации. Вот так и родилась идея о портале по юридическому сопровождению людей с ОВЗ. И если когда-нибудь подобный проект заработает, то информационный портал существенно позволит повысить качество жизни людей с ОВЗ при получении услуг или ТСР, которые так необходимы для данной категории людей», — объясняет Виктория Пашинцева.

Дислексия и дистанционное образование

Студентка первого года магистратуры факультета СУиР Екатерины Макаровой представила доклад «Дислексия и высшее образование в период пандемии: плюсы и минусы дистанционного обучения». Дислексия является одной из самых распространенных проблем в освоении учебного материала. Екатерина рассмотрела трудности, с которыми сталкивается человек с дислексией, а также проанализированы возможности инклюзивного обучения в период пандемии.

Видео-лекции, предоставленные заранее, позволяют студентам с дислексией осваивать программу в размеренном режиме, соблюдая баланс труда и отдыха, что положительно сказывается на продуктивности. Онлайн-занятия способны помогать таким обучающимся сохранять концентрацию, так как студент при необходимости может сделать перерыв, более того, такой формат позволяет получать знания в наиболее комфортной обстановке, без отвлекающих факторов, с правильными освещением и оборудованным рабочим местом.

Дислексия. Источник: https://unsplash.com

Дислексия. Источник: https://unsplash.com

«Тему выбрала, потому что знакома с ней не понаслышке — у меня самой дислексия. И я знаю, насколько мало о ней говорят в России, хотя дислексией страдает около 10% населения земного шара. В Европе уже давно успешно обучают таких людей в обычных школах, тогда как у нас только недавно стали учитывать логопедические ошибки и предоставлять дополнительное время на ЕГЭ, и то это не такая частая практика. Та же Ассоциация родителей детей с дислексией появилась всего лишь шесть лет назад», — поделилась Екатерина Макарова.

По ее словам, информация о том, как проходит обучение «дислексиков» в вузах, в русскоязычных источниках практически отсутствует, потому что долгое время бытовало мнение, что такие люди не способны получить высшее образование.

Екатерина Макарова. Фото из личного архива

Екатерина Макарова. Фото из личного архива

«Если взглянуть на список выдающихся людей с дислексией, то становится грустно от понимания, сколько выдающихся умов мы потеряли из-за этого мифа, потому что дислексия — это не только "расстройство обучения", но и образное мышление и умение находить нестандартные решения. Для меня стало очень приятным открытием, что в ИТМО относятся с пониманием к моей проблеме и стараются адаптировать учебный процесс, насколько это возможно на данном этапе внедрения», — подчеркивает она.

Секция инклюзивного образования проходит каждый год, ее цель — показать, что количество идей и изобретений в сфере технических средств помощи для лиц с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым днем. И это действительно важный шаг для всего человечества, ведь эти устройства облегчают жизнь людей с инвалидностью и повышают их уровень жизни. Им становится доступнее все больше и больше возможностей, которые помогают им беспрепятственно интегрироваться в общественную жизнь и реализовывать свой потенциал.