В глазах многих людей музей — это старый доходный дом, в котором стоят витрины с разложенными в них предметами и бумажными этикетками. Однако это уже давно не так. Современные музеи вводят в свои экспозиции VR-технологии, видеоинсталляции, датчики движения и системы дополненной реальности. Спрос на такие способы рассказа об истории и искусстве растет с каждым днем.
Сложность состоит в том, что для реализации такого рода проектов необходимы специалисты сразу двух профилей: музейщики и инженеры. Чтобы еще раз продемонстрировать важность этой совместной работы, факультет программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО и центр «Арт-паркИНГ» организовали студенческий фестиваль цифрового искусства «AR+T».
Его участники должны были создать проекты новых цифровых элементов экспозиции Музея-квартиры композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (филиала Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства).
«Обсуждая наше взаимодействие, мы поняли, что мысли у нас сходятся, есть взаимодополняющие идеи о том, как инженеры и люди от искусства могут работать вместе, — рассказал доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники Дмитрий Муромцев. — Потом от музея поступил запрос — подумать над двумя интерактивными экспонатами. Так родилась идея фестиваля, в котором студенты могли бы предложить свои идеи для удовлетворения нужд музея».
Работа над проектами
Принять участие в фестивале мог любой желающий студент бакалавриата — для этого необходимо было только подать заявку и мотивационное письмо. На приглашение принять участие в фестивале откликнулись более 30 человек, а до конца дошли восемь.
Участие в фестивале предполагало курс лекций: о программировании, комплексном мультимедиа, музыке, музейном дизайне. Параллельно студенты разделились на две команды и занимались проектированием будущих экспонатов для музея-квартиры композитора.
«Работа над проектами велась первые три недели апреля, — отметила директор Центра «Арт-паркИНГ» Лидия Адэр. — Это невероятно сжатые сроки даже для профессионалов в деле музейного дизайна. Однако ребята, прошедшие программу фестиваля, показали отличную мотивацию и предложили интересные идеи».
Исторический киоск и музыкальная лестница
Первый объект, который студентам предложили превратить в мультимедийный объект, — лестница перед входом в квартиру композитора. Сотрудники музея хотят сделать ее «музыкальной». Участники фестиваля развили эту идею, предложив с помощью студента Санкт-Петербургской консерватории Степана Николаева несколько форм взаимодействия с объектом.
«По задумке студентов, можно просто пройтись по лестнице и услышать отдельные ноты, а можно перейти на более глубокий режим, — объяснила Лидия Адэр. — Так как мы в музее великого композитора, то ребята взяли несколько его шедевров: тему Шахерезады, Полет шмеля и другие фрагменты. Они будут интегрированы в систему, и человек, прикасаясь к ступеням, будет создавать мелодию, связанную с этими произведениями. При этом с лестницей можно будет взаимодействовать компанией, когда разные люди «нажимают» на разные клавиши-ступени, создавая свои мелодии».
Второй объект, над которым работают студенты, — интерактивный киоск, который встречает посетителей в фойе. В нем, по проекту участников, можно будет найти не только информацию о музее, но и игры, квизы, возможность «примерить» на себя исторические наряды и другие активности.
«В команде, занимавшейся этим проектом, была лишь одна программистка. Все остальные учатся на направлениях, связанных с искусством, и только хотят заняться IT, — объясняет куратор проекта Дмитрий Золотов. — Поэтому мы построили обучение и работу так, чтобы не отпугнуть их и показать, как достигать результата относительно простыми способами. Так, на вебинарах мы рассмотрели основы технологий Processing, Flutter, OpenFrameworks. В результате участники предложили идею, как использовать вибрации смартфона, считавшего QR-код, для передачи мелодии людям с нарушениями слуха. Также родилась идея приложения для создания картин, вдохновленных музыкой. То есть можно слушать мелодию и рисовать на экране образы, которые у вас возникают. Эти образы можно отправить себе на почту, а также просматривать картины, которые нарисовали на эту мелодию другие пользователи».
Результаты фестиваля
Как предполагается, проекты, придуманные участникам фестиваля, будут реализованы уже этой осенью, когда Музей-квартира Римского-Корсакова будет отмечать свой пятидесятилетний юбилей.
Также фестиваль «AR+T» является частью приемной кампании в магистратуру факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО. Участники команд смогут не только увидеть реализацию своих проектов, но и поступить на программы «Технологии интернета вещей», «Компьютерные системы и технологии», «Веб-технологии», «Мультимедиа-технологии», «Дизайн и юзабилити», «Нейротехнологии и программная инженерия» и «Системное и прикладное программное обеспечение» на особых условиях.
Более того, как отметил Дмитрий Муромцев, организация фестиваля «AR+T» показала, что у факультета есть новые потенциальные направления подготовки.
«Музеи, галереи, театры могут оказаться для нас новыми партнерами, вместе с которыми наши студенты смогут реализовывать свои проекты. Сейчас мы ориентируемся, скорее, на технологичные компании, но в действительности, как мы убедились, среди учреждений культуры есть большой спрос на IT-специалистов», — объяснил он.
Кроме того, предполагается, что фестиваль «AR+T» станет постоянной площадкой для взаимодействия специалистов в области культуры, музейного дела и программирования.