В течение пяти месяцев студенты-экономисты из UCLA подробно изучали кейс Добровольческого центра ИТМО и готовили бизнес-план, по которому волонтерская организация могла бы начать зарабатывать деньги на своей деятельности. В итоге получился проект консультационного центра: согласно плану, Добровольческий центр мог бы выступать в качестве партнера для местных бизнесов, которые хотели бы стать более социально-ответственными и устойчивыми.

О том, что включает в себя план, насколько он реализуем в российских реалиях и почему в UCLA интересуются волонтерским движением ИТМО, ITMO.NEWS спросил у соучредителя Добровольческого центра ИТМО «Ты нужен людям!» Юрия Купоросова, профессора экономического факультета UCLA Эндрю Аткесона и работающей над проектом студентки Кейли Крафт.

Волонтеры из центра " Ты нужен людям!". Источник: vk.com/socialprojectspb

Волонтеры из центра " Ты нужен людям!". Источник: vk.com/socialprojectspb

Юрий Купоросов

соучредитель Добровольческого центра ИТМО «Ты нужен людям!»

С Калифорнийском университетом и Академией социального предпринимательства нас связывают долгосрочные партнерские отношения: мы организовывали для наших студентов поездки к ним в США, они привозили студентов к нам в ИТМО. То есть мы давно и хорошо общаемся. У нас было три года обменов, дальше у нас зародилось партнерство с Университетом прикладных наук Западной Швейцарии и это стало таким консорциумом.

Представителям Академии был интересен наш кейс с точки зрения международного взаимодействия. Организаторы школы хорошо относятся к России и плохо к русско-американскому конфликту, и это для них один из способов сближения. Им важно показать студентам, что Россия — это не медведи и балалайка, а страна, в которой тоже есть социальный сектор, свои социальные проблемы. Плюс их очень интересует вопрос развивающегося у нас социального предпринимательства.

Сам механизм социальной академии подразумевает участие представителей НКО в решении кейсов. То есть мы не только давали задачу, но и постоянно общались со студентами, давали им дополнительную информацию, проводили исследования на нашей территории — по сути, выполняли задания вместе с ними.

Предложения, разработанные студентами, безусловно, носят интересный характер для изучения. Мы видим, как это все работает в UCLA, и даже пытались ранее запускать аналогичные вещи в России. Но ввиду менталитета, покупательской способности, законодательства ряд этих предложений все-таки невозможен. В то же время были очень интересные инсайты, такой взгляд со стороны, который помог увидеть наши слабые точки — и мы действительно хотим работать над ними дальше.

Например, мы всегда руководствуемся постановкой задачи и ее решением, получением позитивного результата — и на этом останавливаемся. Для нас стало одним из инсайтов, что нам нужно расширять кадровый потенциал именно специалистами в области пиара и маркетинга. Хотя мы часто сотрудничаем с нашими студентами, например, с ФТМИ, но это разовые истории, а нужны люди, которые будут заниматься этим постоянно.

Кейли Крафт (Kaylee Craft)

выпускница UCLA



Кейли Крафт. Фото из личного архива

Кейли Крафт. Фото из личного архива

Я решила выбрать этот элективный курс, потому что он вполне применим к моей будущей карьере. Я обнаружила, что многие курсы по экономике больше теоретические, чем практические, и не совсем соотносятся с решением ситуаций из реального мира. К тому же я была вдохновлена возможностью близко поработать с некоммерческой организацией, да еще и в командном проекте.

Нам с еще четырьмя студентами дали кейс Добровольческого центра ИТМО — и я очень рада, что так совпало. Я думаю, что мне дали именно этот проект, потому что я обладаю большим опытом в маркетинге, привлечении средств и управлении командой. В Калифорнийском университете я была президентом и капитаном женской сборной по футболу, а также председателем Совета клубного спорта. Также я прошла ряд стажировок, в частности, в Стэнфордском медицинском колледже. Я помогла привлечь тысячи долларов для Центра для незрячих детей в Лос-Анджелесе. Плюс к этому, у меня есть международный опыт — я училась в Лондоне и Мадриде.

Проект был крайне интересным и сложным. Большим удовольствием было работать с Аленой Тарасовой, Андреем Зленко и Алиной Лейтуш. Я очень впечатлилась их преданности волонтерскому центру, а еще тем, как много они сделали для российского комьюнити. В течение всего времени работы над проектом их мотивированность вдохновляла меня усиленно работать. А еще они были максимально открыты для сотрудничества с нами — думаю, что наш проект получился успешным именно потому что мы работали вместе и находили время, чтобы понять друг друга. Наша команда действительно поверила в возможности Добровольческого центра трансформировать российское общество — на самом деле я благодарна, что получила возможность им помочь.

Социально-ориентированное предприятие, которое мы придумали, представляет собой социальный консультационный центр. Это модель, которая родилась у нас после того, как мы рассмотрели основателей Добровольческого центра ИТМО как лидеров волонтерского движения с очень серьезной репутацией. Будучи пионерами в сфере организаций общественного влияния, Добровольческий центр мог бы воспользоваться растущей сейчас у бизнеса потребностью позиционировать бренд как социально-ориентированный. Консультанты Центра могли бы предлагать два вида услуг. Во-первых, консультировать представителей бизнеса на предмет того, как им стать более комьюнити-ориентированными и более устойчивыми. Во-вторых, Центр добровольчества ИТМО мог бы выступать в качестве партнера компаний в различных мероприятиях, которые поддерживали бы филантропические инициативы бизнеса.

Я очень довольна нашей работой и финальным результатом. Я уверена, что наша идея консультационного центра более чем осуществима и может принести волонтерскому центру значительную сумму денег, при этом не нарушая его ценности. Также я очень горжусь, что мы смогли завершить работу, несмотря на все трудности и препятствия, такие как десятичасовая разница, языковой барьер и так далее.

Мне очень понравилось работать с Добровольческим центром ИТМО — все, с кем мы общались, были максимально открыты для сотрудничества с нами. Алена, Андрей и Алина — просто замечательные клиенты.

Эндрю Аткесон (Andrew Atkeson)

профессор экономического факультета в UCLA



Эндрю Аткесон. Фото из личного архива

Эндрю Аткесон. Фото из личного архива

Академия социального предпринимательства при Калифорнийском университете Лос-Анджелеса была основана в 2021 году. Главной целью было вовлечь наших студентов — вместе с местными социальными организациями — в планирование того, что мы называем «социальным бизнесом». То есть в планирование такого бизнеса, который поддерживает миссию социально-ориентированных организаций и при этом приносит доход.

Студенты работают вместе с представителями этих организаций в течение пяти месяцев, а затем представляют свой проект перед судьями, которые выбирают, кому достанется грант в 35 тысяч долларов. Продолжить работу над проектом можно в нашем акселераторе: там мы помогаем нашим партнерам — социальным организациям запустить их новый бизнес.

По сути у нас две цели: одна — это научить социальные организации строить свой бизнес, зарабатывать на нем и таким образом продолжать и расширять их социально-ориентированную работу. Вторая — это показать студентам новый способ ведения бизнеса, который сочетает прибыльность с социальной ориентированностью.

У наших университетов, UCLA и ИТМО, есть целый ряд совместных проектов из сферы инженерных и компьютерных наук. Из этого взаимодействия мы узнали о том, что в ИТМО есть интерес к социальному предпринимательству. Мы совершили первую свою поездку в Санкт-Петербург в 2015 году — тогда пять студентов нашего университета поучаствовали в симпозиуме, посвященном социальному предпринимательству, который также посетили представители Китайского университета. Мы провели прекрасную неделю, посетили кампусы ИТМО и сделали ряд презентаций о нашей деятельности. В следующие годы мы встретили как минимум две делегации студентов ИТМО, чтобы показать им наш университет и то, что мы делаем, и еще два раза отправляли делегации своих студентов в ИТМО. Это была очень важная и очень приятная коллаборация.

Что нас особенно заинтересовало в кейсе ИТМО — это то, что мы увидели реальное стремление построить социальный бизнес и развить такую активность в университете. Мы также почувствовали, что сможем многое узнать, если посмотрим на социальное предпринимательство с другой перспективы — с точки зрения российской стороны. Уверен, что эта коллаборация многому нас научила.