В Университете ИТМО работают десятки летних школ, охватывающих разные направления. Это курсы по программированию, созданию сайтов, финансовой грамотности и многие другие. Часть программ посвящена довузовской подготовке — там будущие студенты смогут узнать все о поступлении в ИТМО. В рамках летних школ также проходят мастер-классы, лидерские тренинги, экскурсии и другие активности.
Чтобы определиться, чем они хотят заниматься, школьники могут пройти бесплатное профтестирование и выбрать те направления, которые в будущем помогут им при выборе профессии. Чтобы попасть на курсы, школьнику нужно написать мотивационное письмо. За выполнение заданий в процессе обучения участники получают специальные ИТМО.КОДЫ — потом их можно обменять на памятные сувениры от университета.
Как проходят занятия, какие лекции, мастер-классы и воркшопы проводят для школьников, рассказывают руководители летних школ ITMO.START.
Летняя школа «Инфохимия»
Анна Стекольщикова, инженер, куратор образовательных программ НОЦ инфохимии
— Летняя школа по инфохимии длилась две недели. В первые несколько дней наши профессоры Екатерина Скорб, Константин Николаев, Владимир Шиловских, Светлана Уласевич, Александр Новиков, Сергей Шитяков и Михаил Носоновский читали для школьников лекции. А потом уже каждый из участников занялся своим индивидуальным проектом вместе с ментором. В качестве менторов выступали студенты, магистранты и аспиранты.
В конце летней школы мы устроили презентацию работ. Школьники учились оформлять презентацию, работать с программами, получать и обрабатывать результаты в лаборатории. После защиты своего проекта участники получили сертификаты о прохождении практики.
У каждого школьника был свой спектр исследований. Так, например, у одного из участников был проект, посвященный самоорганизации молекул, у другого — инкапсулированию ДНК, у третьего — электрохимической платформе.
Например, в рамках исследования самоорганизации молекул школьники формировали периодические структуры в пробирках, а потом проводили научно-исследовательскую работу: изменяли важные параметры и внешние условия среды. Один участник под руководством ментора менял концентрацию, а второй варьировал красители. Потом пробирки помещали на высокочувствительный сканер, с помощью которого создавали видео того, как формируются эти структуры в пробирках в реальном времени.
Самый главный фидбэк для нас — если после летней школы молодые люди остаются и продолжают приходить к нам заниматься в научно-образовательный центр инфохимии. Мы проводим занятия в течение года по воскресеньям, с подростками занимается группа менторов. Приходить могут все: не только школьники, но и студенты. Главное, чтобы у человека был интерес и мотивация.
Летняя школа Soft Skills
Мария Ососкова, директор центра карьеры Университета ИТМО
— Первая смена летней школы Soft Skills в этом году проходила с 12 по 15 июля. В ней приняли участие 16 человек, в основном старшеклассники — ученики 10-11 класса. Чтобы поучаствовать, подростку нужно было отправить нам сопроводительное письмо и описать, почему ему нужна эта школа. Всего было 30 заявок, из них к нам попали 16 человек.
Занятия были посвящены жизненной навигации и раннему профориентированию. Но soft skills — это широкая тема, и на овладение такими навыками уходит намного больше времени, поэтому мы включили туда занятия и лекции, посвященные личной эффективности, затронули тайм-менеджмент, работу в команде, эмоциональный интеллект, целеполагание и многое другое.
В первый день мы спросили у ребят, какие у них есть способности, как они видят свое будущее и какие профессии им интересны. Все четыре дня в интенсивном режиме проходили занятия, посвященные личной эффективности, управлению временем, командной работе, были игры на сплочение и развитие своих компетенций. Помимо сотрудников Центра карьеры ИТМО, которые готовили и проводили основную программу, были приглашены внешние спикеры — эксперты в своем деле. Они рассказывали про умение работать в команде, вели занятия по эмоциональному интеллекту, личной эффективности, тайм-менеджменту.
Получилась ранняя подготовка к профессиональной самореализации через погружение в soft skills. Помимо основных занятий, у ребят были еще и домашние задания: например, нужно было написать список своих желаний, посмотреть фильм на определенную тему, составить резюме или собрать портфолио.
Представитель Молодежной палаты Санкт-Петербурга, эксперт в сфере управления персоналом, коммерческий директор сети стоматологических клиник Надежда Анкудинова провела два воркшопа для ребят на темы SWOT-анализа и работы с эмоциями.
Руководитель Сообщества предпринимателей Санкт-Петербурга Павел Фокин провел деловую игру «Эмоциональный интеллект».
Представитель международной студенческой организации AIESEC Кирилл Лунегов рассказал о том, когда нужно начинать думать о будущей карьере, как быть лидером своей жизни уже сегодня.
Руководитель отдела самоопределения и профориентации в Центре занятости Санкт-Петербурга Ольга Чернаус поделилась рекомендациями, как выбрать будущую профессию, как найти свою первую работу и к каким стажировкам стоит присмотреться.
Начать осознанно относиться к своей жизни, профессиональному самоопределению и знакомство с понятием гибких навыков — это стало основной задачей нашей летней школы для ребят.
В этом возрасте еще очень здорово мечтается! Например, в один из дней мы проводили с ребятами игру, в ходе которой им нужно было представить, что спустя 150 лет потомки отыскали о них заметку в газете. Кем они стали? Как прошла их жизнь? Кто-то говорил, что стал архитектором, дизайнером умной одежды, биотехнологом, а кто-то завел дачу на Марсе. Было много интересных идей. И здорово, что ребята способны мечтать!
Второй поток начнется 16 августа и продлится до 19 августа. Основа программа будет похожей, сменятся некоторые спикеры и игры. Будем надеяться, что следующая школа будет такой же — уютной, теплой и эффективной.
Школа Юного инженера
Татьяна Рябова, доцент, руководитель образовательной программы «Инжиниринг энергетических систем» факультета энергетики и экотехнологий, координатор LifeScience School
— Школа проходит ежегодно, но программа курса всегда разная. Курс рассчитан на учащихся 6-8 классов. Занятия ведет аспирант, ассистент факультета энергетики и экотехнологий Вадим Цветков.
В рамках этой летней школы ребята освоили базовые положения работы в программе AutoCAD по принципу от простого к сложному. Тематика курса включает в себя краткий экскурс о проектировании, истории и теории чертежа, а также его современном положении в контексте Industry 4.0.
Обучающиеся обрели представление о значимости работы в CAD-системах, познакомились с интерфейсом AutoCAD и попробовали отработать на практике его основной инструментарий, выполняя задания по тематическим разделам. На заключительном этапе полученные навыки закрепляются при выполнении более трудоемкого итогового проекта.