В состав команды вошли Василиса Кретова, ученица 11-го класса школы № 564, и ученики 11-го класса Президентского физико-математического лицея № 239 Марина Малышкина и Кирилл Причислый. Все ребята обучаются в Научно-образовательном центре инфохимии ИТМО.

Команда разработала VR-симулятор биологической клеточной лаборатории ― со всем необходимым оборудованием и протоколом работы с клеточными культурами. Как отмечают авторы проекта, VR-лабораторию в будущем можно использовать для обучения школьников. Кроме того, такие VR-симуляторы могут помочь сделать науку популярнее и для взрослых.

Varwin VR Hackathon организует компания Varwin. Она разрабатывает программную среду для создания и редактирования виртуального контента, VR-тренажеров, демонстрации и обучения. Например, с помощью ее инструментов можно создать виртуальную сцену для обучения, тренировки или отработки специальных навыков в любом окружении и добавить в нее инструменты для управления VR-контентом.

Видеопрезентация проекта VR-лаборатории, разработанного школьниками из НОЦ Инфохимии ИТМО

Всего в хакатоне приняли участие восемь команд — пять из Сингапура и три из России. Как рассказал ITMO.NEWS руководитель отдела международного развития Varwin Георгий Петров, участникам предлагалось взять одну из 17 глобальных целей в области устойчивого развития ООН (к ним относятся, например, ликвидация нищеты и голода, хорошее здоровье и благополучие, борьба с изменением климата, ответственное потребление и другие) и на ее основе создать свой VR-проект. На разработку участникам отводилась неделя.

«Мы предоставили лицензии на софт, рассказали о базовых функциях платформы, а дальше ребята организовывали работу самостоятельно. Они осваивали алгоритмы работы с нашим Unity SDK, делали модели в Blender и помещали их на нашу платформу. Команды из Сингапура взяли уже имеющиеся модели, картинки, видео, иллюстрации и просто разместили их внутри платформы. А ребята из НОЦ Инфохимии ИТМО пошли гораздо дальше и презентовали очень достойные проекты. В итоге первое место на хакатоне заслуженно заняла одна из команд НОЦ Инфохимии ИТМО, представившая проект VR Cell Lab», — рассказал Георгий Петров.

Второе место заняла команда из Сингапура с проектом системы очистки воды на одной из сингапурских фабрик. Обладатели третьего места предложили проект, цель которого ― изучить, как изменение климата влияет на самочувствие жителей Сингапура.

Победители хакатона получили лицензию Varwin на 12 месяцев. Лицензия дает доступ к программному обеспечению, с помощью которого пользователи смогут создавать, редактировать и масштабировать проекты виртуальной реальности, даже не имея навыков программирования.

Кирилл Причислый, Василиса Кретова и Марина Малышкина. Фото из личного архива

Кирилл Причислый, Василиса Кретова и Марина Малышкина. Фото из личного архива

Подробнее о том, как прошел хакатон и какие результаты удалось получить по его итогам, ITMO.NEWS рассказали участницы команды из ИТМО Василиса Кретова и Марина Малышкина.

Василиса Кретова

― Я уже год занимаюсь в Научно-образовательном центре инфохимии. Я первый раз участвовала в хакатоне, для меня это очень необычный опыт.

Мы создали VR-симулятор биологической клеточной лаборатории, оснастили ее необходимым оборудованием и прописали протокол работы с клеточными культурами. В проекте присутствует озвучка, которая помогает пользователю быть внимательным и включенным в работу, у нее довольно дружелюбный интерфейс. Такую VR-лабораторию в дальнейшем можно использовать, чтобы обучать школьников и популяризировать науку среди взрослых. Подобные проекты делают образование более инклюзивным и доступным.

Сам хакатон оказался очень непростым! Работать в команде было одно удовольствие, мы действовали слаженно и поддерживали друг друга. Пришлось изучать новую для себя платформу Varwin. На первых порах работать с ней было довольно тяжело ― там не хватало многих функций, критически важных для разработки нашего проекта. Поэтому приходилось постоянно искать обходные пути для решения проблем. Но несмотря на эти сложности, я считаю, что у платформы есть потенциал и большое будущее. Для проекта было создано много ассетов, мы потратили на это достаточно времени. Но мы довольны полученным результатом, это самое главное.

Разработка проекта VR-лаборатории на хакатоне Varwin VR Hackathon. Фото предоставлено авторами проекта

Разработка проекта VR-лаборатории на хакатоне Varwin VR Hackathon. Фото предоставлено авторами проекта

Марина Малышкина

― В конце октября 2020-го я проходила стажировку в НОЦ Инфохимии, а потом решила остаться. За это время я успела поучаствовать в конкурсе Ichem Prize, где рассказывала о производстве биосовместимых биомиметических материалов (fabrication of biocompatable biomimetic materials) на английском языке, заняла первое место.

Я решила поучаствовать в хакатоне, потому что давно хотела заняться 3D-моделированием, но не находила времени. А тут мне представилась такая возможность. Нам дали неделю на подготовку, в конце которой мы должны были презентовать наши проекты. Около 20 часов работы ушло на то, чтобы привыкнуть к интерфейсу Varwin, поначалу он показался довольно неудобным. За это время я также освоила Blender и Paint 3D.

После того, как я поработала с этими программами достаточно долго, усталость и раздражение начали уходить, появился азарт, я начала понимать, что теперь могу смоделировать что угодно. В целом я довольна участием в хакатоне, было приятно пообщаться с иностранными школьниками как в формальной, так и в неформальной обстановке.