— Как вы начали заниматься танцами?
— Танцевать я любила с детства. В старших классах начала интересоваться уличными танцами. Весной 2006 года, когда я уже училась на первом курсе ИТМО, мне пришла мысль организовать свой кружок по хип-хопу.
Дальше я активно занималась, преподавала, выступала. Танцы меня затягивали все больше и больше. Уже к концу четвертого курса я поняла, что не хочу работать по профессии ― я училась на естественно-научном факультете, изучала высшую математику. Поэтому, окончив бакалавриат, я поступила в Академию русского балета имени Вагановой на хореографа.
— Почему вы решили организовать свою студию в ИТМО?
— Тогда в ИТМО было две танцевальные студии: в одной занимались джазовой эстрадой, а во второй — RnB. Ни то, ни другое мне не подходило, и я решила открыть свою. Изначально во Flame была только я и еще около пяти однокурсников. Но постепенно студия росла, развивалась, с каждым годом к нам стало приходить все больше людей.
— Сколько сейчас человек занимается во Flame и как к вам попасть?
— У нас есть два состава: начинающий и основной. В начинающий состав может попасть любой желающий, даже необязательно, чтобы человек был студентом ИТМО.
Если же у танцора высокий технический уровень, он владеет основными принципами движения, быстро учит хореографию, то мы уже приглашаем его в основной состав.
Всего в обоих составах сейчас у нас занимается около 80 человек. У основного состава занятия проходят три раза в неделю, у начинающего по два-три раза. Уроки веду я и моя бывшая ученица, а сейчас менеджер и педагог коллектива Анастасия Мутовкина. У начинающего состава уроки ведут наши студенты, надежные участники основного состава, стремящиеся раскрыть себя в преподавании. Стараемся развивать преемственность.
— Помимо самих занятий, вы ставите спектакли, перформансы и мюзиклы. Расскажите о них подробнее, что это за постановки?
— В последнее время к нам приходит много людей, у которых уже есть определенный танцевальный бэкграунд, они постоянно развиваются, им хочется большей творческой самореализации. В какой-то момент я поняла, что мне мало лишь вести занятия.
Тогда мы вместе с моим другом-режиссером переработали пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» и поставили пластический спектакль. Его премьера состоялась на сцене ИТМО, в актовом зале на Кронверкском проспекте. Если раньше я интересовалась сугубо танцевальными баттлами, то спектакль стал для меня совершенно новым опытом, именно с него началась моя карьера как хореографа.
Один из самых крупных проектов, который был осуществлен совместно с другими творческими направлениями, — детективный мюзикл «Последний заказ». В проекте приняло участие довольно много людей: это и вокалисты, и актеры, и танцоры... Для меня это был очень крутой опыт, ведь мы с коллегами из Центра организации творческих и корпоративных проектов (ЦОТиКП) сами с нуля написали весь сценарий, Елена Махина прописала все диалоги, что мне кажется почти непосильной задачей, разрабатывала мизансцены, Николай Гражданов компилировал весь музыкальный материал и вообще держал «вожжи» режиссуры огромной работы с большим количеством студентов… Ну а я отвечала за хореографию, причем не только для танцоров, но и для актеров, которые во время танца еще и петь должны успевать. Трудно и грандиозно!
— А есть ли у вас опыт в Art&Science, были ли идеи, как объединить танец и науку?
— У нас есть один незавершенный проект, к которому я отношусь с большим трепетом: создать цикл танцевальных роликов о физике. Расскажу небольшую предысторию, как мне пришла в голову эта идея.
Однажды я читала научно-популярную книгу «Ритм Вселенной» американского математика Стивена Строгаца. Он очень вдохновенно и красиво рассказывает о различных научных проблемах, которыми занимался на протяжении своей карьеры. В частности, ученый часто сталкивался с изучением процессов синхронизации в разных сферах и областях. И в этой книге было очень красивое описание процесса появления кванта света. Строгац проводил интересные визуальные аналогии.
Например, представьте, что в пустыне на стуле стоит арбуз. Внезапно арбуз падает, разбивается, и из него вылетает семечко. Семечко ― это квант света. А потом семечки летят и синхронизируются в одном направлении — так он описывал работу лазеров.
Когда читаешь это описание, то создается ощущение, что смотришь безумное кино, все так живо представляешь. И тогда я подумала, как классно было бы посредством Art объяснить Science.
Хоть я уже много лет занимаюсь танцами, но все еще кое-что помню из математики и физики. И я подумала, что было бы здорово через танец объяснить физические законы. Мой друг ― Вова Пшеничнов, который на тот момент преподавал на кафедре ИТМО, ― предложил взять законы Ньютона.
Условия равновесия, вращательные движения, импульс — там много интересных и сложных вещей, которые мы можем показать через движение тела. Вместе со студентами мы выиграли грант, нам выделили деньги на пошив костюмов, аренду киностудии. Правда, процесс занял много времени: репетиции сначала отменялись из-за локдауна, потом из-за второй волны коронавируса… Но в итоге нам все-таки удалось отснять материал и сейчас мы занимаемся созданием графики. В этом проекте с нами сотрудничает Мегабайт, а это значит, что мы в предвкушении красоты технического воплощения этой идеи!
— Какие у вас творческие планы на ближайшее время?
— Я разделяю процессы, происходящие внутри коллектива, на два типа: внутренние и внешние. Внешние — это постановка мюзикла, съемки видео, участие в конкурсах, а внутренние — работа над техническим мастерством.
Мне хочется дать ребятам не только навыки танца, но и инструменты, с помощью которых они сами могли бы создавать собственные проекты. Например, у нас есть давняя мечта сделать вечер перформансов, где ребята показали бы собственные номера, а мы лишь выступали в роли кураторов. Надеюсь, в ближайшем будущем сможем эту идею реализовать.