— Вы преподаете уже более 12 лет, а с чего всё началось, как вы в принципе пришли в эту сферу?

— Всё началось еще в магистратуре. Во время обучения я стал одним из организаторов первого набора Школы лазерных технологий. Это была инициатива студентов и аспирантов ИТМО, которую поддержало руководство кафедры. Вместе с остальными обучающимися я рассказывал школьникам в упрощенном виде то, что мы изучаем в университете. Таким образом мы тренировались преподавать и руководить группой. Сначала это были ученики из Петербурга, но затем круг слушателей школы расширился, и мы стали приглашать ребят из Ленинградской области, остальных регионов России и стран СНГ. Значительно позже, спустя несколько лет работы в должности сотрудника ИТМО меня пригласили вернуться уже в качестве куратора и лектора на одно из периодических мероприятий школы — в Лабораторию лазерных креативов.

В аспирантуре после преподавания школьникам я постепенно перешел к обучению студентов. Мне доверили вести семинарские занятия по профильному курсу лазерных технологий, который я до сих пор организую с большим удовольствием, и еще по нескольким курсам. Параллельно с преподаванием я занимался научным руководством и выпускными работами студентов.

— Также вы еще сами занимаетесь научной деятельностью. Какие исследования проводите в лаборатории?

— Если говорить в общих чертах, вся наша лаборатория занимается лазерными технологиями обработки материалов. Например, мы разрабатываем методы лазерного управления износостойкостью, гидрофобностью и гидрофильностью поверхности. С помощью лазера мы интенсивно воздействуем на изделия, из-за этого, к примеру, поверхность может стать более неоднородной и шероховатой. Если поместить на нее каплю воды, она не затечет внутрь, а будет лежать на поверхности пластины или скатываться с нее. Такую технологию можно применять для сбора влаги, для защиты от биозагрязнений, обледенения и коррозии — а мои коллеги по лаборатории сосредоточились на создании поверхностей для дентальных имплантов, которые уже вышли на рынок. Гидрофильность обеспечит лучшую приживаемость в деснах человека, а гидрофобность поможет создать бактерицидный эффект.

Но основной проект, над которым я работаю, — это разработка методов управляемого формирования термохимических лазерно-индуцированных поверхностных периодических структур для современных устройств фотоники. Проще говоря, я занимаюсь лазерной термохимией — управлением химическим составом поверхностного слоя вещества за счет воздействия лазерного излучения. Сюда входит и примешивание графита в титан для повышения его износостойкости, и осаждение медных электропроводящих структур из специальных растворов, и иногда формирование тонкостенных сфер из керамики. А еще — запись лазерно-индуцированных поверхностных периодических структур (ЛИППС): под воздействием лазера в материале самопроизвольно формируется субмикронная периодическая решетка, что может выглядеть, например, как радуга на стекле или металле. С помощью этой технологии можно создавать голографические и дифракционные элементы и использовать их в разных функциональных системах, например в тензометрических датчиках.

Процесс формирования тонкостенной стеклянной сферы. Автор фото — Дмитрий Синев

Процесс формирования тонкостенной стеклянной сферы. Автор фото — Дмитрий Синев

— А к кому вы сами себя больше относите — к научному сотруднику или преподавателю?

— Больше к преподавателю. Последние несколько лет студенты и многие сотрудники воспринимают научную работу как модное и актуальное направление, в котором можно найти поддержку. Но в то же время в этой сфере хватает давления: нужно постоянно заниматься исследованиями, успевать писать определенное количество статей и публиковать их в высокорейтинговых журналах. Тем временем базис и гибкость мышления, необходимые для того, чтобы справляться с этими задачами, закладываются именно за счет практико-ориентированных занятий — и я предпочитаю уделять больше времени преподаванию. Мне очень нравится видеть отклик студентов на моих занятиях. Со своей стороны я вкладываю в них что-то от себя и взамен вижу, как прогрессируют в знаниях ребята. Я чувствую, что помог им, и мне интересно наблюдать за образовательным процессом — процессом образования из них полноценных специалистов.

— Что для вас самое важное в преподавании?

— В своей работе я стараюсь следить за несколькими вещами. Во-первых, мне важно, чтобы студенты не только формально сдали отчеты по дисциплине, но и поняли, о чем мы с ними говорили и зачем изучали какие-либо темы. Поэтому я стараюсь по-разному объяснять материал, последовательно усложняя термины и понятия, чтобы не оставить темных пятен. Во-вторых, я рассчитываю на честность обучающихся. Допустим, даже если человек списал задачу, чтобы ему засчитали задание, но открыто признался в своем поступке и сказал, что готов и хочет разобраться с трудностью, — я уважаю такое решение студента и буду готов помочь. Остальные правила стандартные: вопросы — это хорошо (глупых вопросов не существует), в университете учат учиться, а если преподаватель предлагает знания, можно и нужно брать в том объеме, в котором ты можешь их взять.

Из «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла — важного исследования о сравнительном анализе мифов — запомнилась одна фраза, которая, как мне кажется, лучше всего описывает работу преподавателя: «Первый, с кем им [героям] предстоит столкнуться в их героическом путешествии, представляет собой фигуру защитника, который должен снабдить путешественников амулетами против несокрушимой силы драконов, с которыми непременно пересечется их путь». Эта фигура встречается постоянно в разных вариантах: это и Мерлин из «Легенды о короле Артуре», и безымянный кот из «Коралины» Нила Геймана, и Джон Китинг в «Обществе мертвых поэтов». Мне очень понравилась эта мысль, она — близкое описание смысла моей работы. Ребята встретят за пределами университета «драконов», а чтобы их победить, мы, преподаватели, вручаем им разные «амулеты» в виде знаний и навыков.

Дмитрий Синев на занятии со студентами. Фото представлено собеседником

Дмитрий Синев на занятии со студентами. Фото представлено собеседником

— Вы как-то говорили, что модель образования, построенная на культе успеха, способствует прокрастинации. Почему вы так считаете и есть ли какой-то другой стиль в обучении?

— Есть студенты, которым эта модель образования подходит, и в ней они чувствуют себя уверенно. Они выполняют ключевые показатели по учебе или научной работе и так продвигаются по карьерной лестнице. Их внутреннее ощущение удовлетворенности зависит от того, как они работают. Например, чтобы чувствовать себя хорошо, им сегодня нужно выиграть грант, а чтобы чувствовать себя еще лучше, завтра им нужно получить два гранта, и так далее.

Но мне и многим моим коллегами такая модель образования не очень близка, и нам кажется, что должен быть другой путь. Жить без погони за степенями, заниматься вещами, которые интересны именно тебе, и не испытывать за них стыд или сожаление — это тоже нормально. Самоощущение таких людей завязано не на формальных внешних показателях, а на саморазвитии: вчера я не знал какую-то тему, сегодня я ее понял, а завтра я еще лучше разберусь в ней и смогу найти взаимосвязи с другими науками.

На мой взгляд, важно раскрывать потенциал людей из обеих групп. Студенты, которые идут по первому пути, двигают науку и экономику, достигая целей и решая проблемы, которые стоят перед ними. Ребята на втором пути — это те, кто придают смысл этому движению и вкладывают интерес в научную деятельность. Мне кажется, это тоже очень важная социальная роль, про которую мы всё время забываем.

Расскажу одну историю. Мы с бакалаврами учимся по учебному пособию Вадима Павловича Вейко «Лазерные технологии в задачах и примерах». В одной из задач просят определить расходимость излучения лазера, который нужно сфокусировать на поверхность Фобоса. Все годы мы с разными ребятами обсуждали эту тему и предлагали какое-то стандартное решение. Так продолжалось до тех пор, пока один мой дипломник не сказал, что вообще не понимает поставленную проблему и почему мы должны ее решать. А дело в том, что эта задача связана с международным космическим проектом «Фобос», в разработке которого в 1988 году участвовал ЛИТМО, в частности кафедра квантовой электроники. Я решил помочь студентам, поэтому всё следующее занятие мы провели не за решением, а за постановкой задачи. Дальше случилась замечательная вещь: вместо одного решения (как обычно) группа пришла к пяти совершенно разным ответам, каждый из которых был правильным и обоснованным. С того момента я стал рассказывать задачу именно так, как объяснял ее тем студентам.

— Какими результатами в преподавании вы гордитесь больше всего?

Мои дипломники регулярно выигрывают конкурс грантов для студентов и аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов Санкт-Петербурга, который проводит Комитет по науке и высшей школе. Например, в прошлом году три студента — Екатерина Авилова, Алексей Чеботарев и Дарья Южакова ― получили грант за собственные проекты, которые выполняют в лаборатории. Впоследствии Екатерина и Алексей получили еще поддержку своих проектов (про лазерное осаждение меди и про разработку лазерного датчика соответственно) по гранту НИРМА, а другая магистрантка, Ксения Егорова, вышла в финал конкурса «УМНИК». Сейчас все трое успешно руководят своими небольшими студенческими коллективами. Но это скорее собственные достижения ребят, а я их только поддерживаю.

В копилку личных достижений в первую очередь я бы отнес свой вклад в профессиональное развитие студентов, а также дважды победу в конкурсе ITMO.EduStars. Для меня, как и многих других коллег, звание лучшего преподавателя — внешнее подтверждение того, что в педагогике я иду в правильном направлении. Я размышлял над тем, почему студентам могло понравиться то, как я веду занятия. Хотелось бы верить, что они оценили мои попытки объяснить материал и ответить на все их вопросы, но я подозреваю, что им больше всего пришлись по душе мемы, которые я вставляю почти в каждую презентацию. Какие-то смешные картинки помогают мне бороться с нежеланием студентов выходить к доске, другие мемы показывают, что трудные задачи на самом деле не так сложны, как кажутся.

— Чем вы любите заниматься в свободное время?

— Когда есть возможность, я путешествую, читаю, слушаю музыку и играю в компьютерные игры. Обычно в стратегии, градостроительные симуляторы вроде Surviving Mars или Cities: Skylines, в кооперативные и однопользовательские RPG, например Don’t Starve Together, Overcooked, The Elder Scrolls V: Skyrim и Assassin’s Creed: Valhalla. Также смотрю сериалы, но ни в коем случае не в озвучке, а только с субтитрами, а мой самый любимый — это «Пространство».