1. Каким образом физическая активность влияет на когнитивные процессы?
  2. Какие когнитивные способности развивает спорт?
  3. А может ли спорт развить какие-то еще не физические способности?
  4. Спорт делает нас лучше в любом возрасте?
  5. Как часто нужно заниматься спортом, чтоб добиться когнитивных улучшений?
  6. Насколько можно доверять результатам этих исследований?
  7. А если просто вести активный образ жизни, будет ли какой-то эффект на когнитивные процессы?

Каким образом физическая активность влияет на когнитивные процессы?

Ученые предложили ряд механизмов, объясняющих эту связь. Например, исследователи предполагают, что может происходить трансфер когнитивных навыков — процесс, при котором тренировка одной способности (например, моторных функций) приводит к тренировке других способностей (например, пространственных). Есть и физиологические объяснения. В частности, увеличение притока крови к головному мозгу, стимуляция синаптической пластичности или нейрогенеза в гиппокампе — зоне мозга, связанной с памятью, пространственными способностями и другими когнитивными процессами. Другие исследования указывают на повышение выработки особого белка — нейротрофического фактора мозга (brain derived neurotrophic factor, BDNF), необходимого для жизни и роста нейронов. Также в результате занятий спортом могут укрепляться связи в двигательно-когнитивной сети: повышается эффективность передачи сигналов между частями мозга, отвечающими за выполнение как моторных задач, так и когнитивных операций.

Какие когнитивные способности развивает спорт?

Взаимосвязь между физической активностью и когнитивными процессами изучают уже давно. Наиболее исследованная область — связь между спортом и исполнительными функциями. Исполнительные функции — ряд высших когнитивных процессов, необходимых для любой целенаправленной неавтоматической деятельности. К ним относят принятие решений, планирование, внимание и его переключение, рабочую память, подавление автоматических реакций и другое. Некоторые исследования показывают, что количество физической активности и игр на свежем воздухе связано, например, с размером рабочей памяти и способностью регулировать поведение согласно текущей обстановке у детей 8–12 лет.

А может ли спорт развить какие-то еще не физические способности?

Ряд научных работ также указывает на связь между занятиями спортом и пространственными способностями. Пространственные способности связаны с понимание и запоминанием пространственных отношений между объектами, мысленной визуализацией их изменения из-за смены перспективы. Например, к пространственным способностям относится ментальное вращение, то есть умение мысленно повернуть фигуру. Так, в одном исследовании студенты лучше выполняли тесты на ментальное вращение после 10 месяцев занятий реслингом, а в другом — дети лучше справлялись с этой задачей после 5 недель занятий танцами.

Спорт делает нас лучше в любом возрасте?

Различия между спортсменами и неспортсменами в когнитивных функциях отмечаются у людей разного возраста. Например, более физически подготовленные подростки 12–15 лет опережают своих менее спортивных сверстников при выполнении задач на визуально-пространственную рабочую память, обработку информации и когнитивный контроль. Похожие результаты получены для студентов 18–24 лет, а также людей в возрасте 60–70 лет.

Как часто нужно заниматься спортом, чтоб добиться когнитивных улучшений?

Улучшение когнитивных функций заметно даже после физических нагрузок средней интенсивности. Однако некоторые ученые указывают на значимые различия между элитными спортсменами и спортсменами-любителями, подчеркивая, что эффект спорта на когнитивные способности проявляется только у людей с постоянными и интенсивными тренировками. Так, Джорджия Кона и ее коллеги нашли различия в скорости обработки информации и когнитивном контроле между более и менее успешными марафонцами, а исследовательская группа Торбьерна Вестберга — между футболистами высшей национальной лиги Швеции и футболистами второго и третьего дивизиона. Похожие результаты есть и для пространственных способностей: например, пространственная ориентация оказалась связана с длительностью занятий спортом.

Насколько можно доверять результатам этих исследований?

Нужно отметить, что большинство проведенных исследований имеют корреляционный характер, то есть устанавливают статистические закономерности между двумя явлениями, но не причинно-следственную связь. Поэтому вполне вероятно альтернативное объяснение: люди с более высокими когнитивными способностями, подходящими определенному спорту, больше времени уделяют физической активности, становятся спортсменами и быстрее добиваются успехов в этой сфере. Например, в одной работе ученые продемонстрировали, что результаты выполнения тестов на исполнительные функции предсказывали количество голов и передач профессиональных футболистов два сезона спустя.

А если просто вести активный образ жизни, будет ли какой-то эффект на когнитивные процессы?

Однако есть и результаты экспериментов, указывающих на то, что и непродолжительная физическая активность или любительские занятия спортом могут улучшать когнитивные функции. Например, в одном эксперименте концентрация у участников увеличивалась после 30 минут физической активности средней интенсивности по сравнению с концентрацией без физической нагрузки. Другой пример — метаанализ, в котором изучен эффект интервенций по увеличению физической активности школьников. Результаты исследования указывают, что такие «вмешательства» могут улучшить внимание детей во время уроков. Также в одной экспериментальной работе было показано, что пятимесячные занятия карате значительно улучшают внимание, стрессоустойчивость и скорость моторных реакций у людей старшего возраста (70 лет), а три месяца аэробных занятий улучшают когнитивные процессы у пациентов, страдающих от болезни Паркинсона.