Не просто курсы
С самого начала проект ITMO.Expert задумывался как программа профессионального развития для преподавателей, направленная на расширение их опыта по применению современных образовательных технологий и совершенствованию на этой основе учебных курсов и образовательных программ. При этом программа построена по технологии взаимного обучения, когда каждый преподаватель может выбрать для себя роль: быть слушателем, спикером или совместить эти роли.
Как объясняет начальник отдела образовательных технологий ИТМО Екатерина Джавлах, преподаватели в большинстве случаев лучше понимают проблемы друг друга, чем эксперты извне, поэтому могут выбирать и обсуждать именно те темы, которые для них наиболее актуальны прямо сейчас:
«Преподаватели объединены тем, что работают в одном университете и помещены в общий контекст, и задачи у них тоже общие. Мы же создаем условия для того, чтобы коллеги могли обсудить актуальные вопросы друг с другом, поделиться решениями или придумать их совместно. В итоге получается обмен живым знанием, а не формализованным по учебнику. Основная ценность именно в этом», ― говорит Екатерина Джавлах.
Одна из особенностей программы ― высокий уровень адаптивности под потребности преподавателя. Это возможно в том числе за счет ее модульного построения, когда преподаватель может посещать только те мероприятия, которые ему важны и интересны.
Непрерывное обучение и модульный подход
Все образовательные мероприятия в рамках программы делятся на несколько форматов: модульные курсы, сквозные модули, летний онлайн-интенсив.
Модульный курс представляют собой отдельный образовательных продукт, который реализуется в определенные сроки по установленному расписанию, с предварительной записью на курс. В прошедшем сезоне ITMO.Expert было реализовано четыре модульных курса: «Школа начинающего преподавателя», «Как спроектировать свой онлайн-курс», «Цифровые инструменты преподавателя» и «Система оценивания».
Сквозные модули складываются из отдельных открытых мероприятий, объединенных одной тематикой. Они реализуются на протяжении всего учебного года, не предполагают установленного расписания и проводятся по мере готовности спикера выступить. Среди них ― «Тренды образования», «Soft Skills», «Цифровые сервисы», «Виртуальные лаборатории», «Онлайн-курсы», «Лучшие практики» и другие темы.
Перечень сквозных модулей открыт и определяется на основе запросов и обратной связи от преподавателей.
Все материалы прошедших мероприятий (видео, презентации, чек-листы и так далее) доступны всем желающим в формате 24/7 на сайте проекта.
Психологическая поддержка
В рамках программы ITMO.Expert можно обсуждать не только профессиональные интересы. Как отмечают координаторы проекта, во время пандемии, когда возникла необходимость в срочном порядке переводить процесс обучения в онлайн, у преподавателей особенно проявилась потребность в психологической поддержке.
В ответ на запрос были организованы мероприятия, которые оказались очень востребованы у преподавателей. А в сезоне 2021/22 они разрослись до целого блока Mental Health, который курирует специалист по учебно-методической работе Анастасия Позднякова:
«Сначала мы подумали, что было бы неплохо расширить психологическое просвещение внутри Университета ИТМО. Мы провели несколько мероприятий вместе с коллегами из центра сопровождения инклюзивного образования (ЦСИО) и увидели большой интерес к теме со стороны слушателей. Так что в новом учебном году мы подготовили уже целых три блока: психологическое просвещение, саморегуляция, эмоции и чувства. Половину лекций читаю я сама, потому что у меня психологическое образование, или коллеги из ЦСИО. На некоторые практические занятия, например, про страхи и фобии, методы релаксации и медитации и др., я приглашала своих знакомых практикующих психологов», ― рассказывает Анастасия Позднякова.
Помимо прочего слушатели обсуждали вопросы по взаимодействию с обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Например, по этой теме был организован совместный вебинар с известным благотворительным фондом «Антон тут рядом», на котором подробно разбирали сложные и сенситивные вопросы инклюзии и развенчивали мифы о расстройствах аутистического спектра. Как отмечает Анастасия, фидбек оказался положительным, поэтому в будущем также планируются подобные встречи.
Ещё одним неожиданным результатом оказался стихийно организованный клуб психологической поддержки, в котором преподаватели встречаются с психологом ― получается своего рода групповая терапия. Пока что удалось провести только несколько таких встреч, но уже в новом учебном году этот экспериментальный формат планируется сделать регулярным.
Планы на новый учебный год
После того, как начал работу Офис сопровождения образовательных программ (входит в состав Управления проектирования и реализации образовательных программ Департамента образовательной деятельности), важным фокусом внимания, в том числе в рамках ITMO.Expert, станет работа с руководителями образовательных программ и их командами.
Новый сезон ITMO.Expert начнется уже в августе с традиционного летнего онлайн-интенсива ― он проводится, чтобы подготовить профессорско-преподавательский состав университета к новому учебному году. В рамках интенсива запланирован отдельный трек для руководителей образовательных программ, на котором будут обсуждаться актуальные бизнес-проекты и вопросы управления образовательной программой.
Еще одним новшеством станет образовательная мастерская Educational Toolkit ― единая база методических инструментов, разработанных преподавателями ИТМО. Она будет открыта для всех желающих.
«На сегодня в университете существует очень много наработок, сильных и крутых образовательных проектов, которыми преподаватели регулярно делятся друг с другом в рамках трека «Лучшие практики». Но не решен вопрос, как все эти яркие и интересные проекты вынести за пределы учебных аудиторий и стен университета. Как их тиражировать? И мы подумали, что можем предложить решение ― базу авторских разработок преподавателей на основе доказательной педагогики. Она будет размещена на нашем сайте, и любой сможет ею пользоваться», ― объясняет ведущий инженер отдела образовательных технологий Валерия Суханова.
Не самоцель, но знак отличия
Как подчеркивают координаторы, главная цель проекта ― развивать сообщество лидеров образования ИТМО, которые способны решать возникающие задачи в условиях быстрых изменений в образовательной деятельности. Поэтому удостоверение о повышении квалификации от ITMO.Expert ― скорее, знак отличия и поощрения для самых вовлеченных участников.
Получить его можно, либо закончив в течение года один-два полноценных курса, либо выступая в качестве спикера, либо активно посещая открытые образовательные мероприятия. Помимо удостоверения активные участники получают подарки.
Еще один способ поощрения преподавателей, который внедрили в рамках проекта ITMO.Expert, ― конкурс на лучшие образовательные практики и оригинальные проекты среди преподавателей университета ITMO.EduLeaders. В 2021 году премию получили пять преподавателей, а в 2022 ― два преподавателя и пять команд.
Следить за всеми активностями и мероприятиями, а также посмотреть витрину прошедших встреч можно на официальном сайте проекта.