Анастасия Соколова

сотрудница международного научно-образовательного центра «Физика наноструктур»

— Как вам вообще идея объяснять квантовую физику на булочках?

— При объяснении физики на булочках эти самые булочки не вредят фигуре, поэтому ничего плохого в этом не вижу. В конечном счете нестандартные сравнения помогают расширить границы воображения (вполне легальный путь, всем рекомендую).

— Почему решили поучаствовать в проекте?

— Мне сказали, что есть веселая идея, которая поможет людям понять лучше сложные вещи. А я решила, что у меня есть платья, которые я никак не могу надеть (как в том мультике про Простоквашино). Ну вот как-то так и сработались. Но я всем говорю, что это во имя науки. И булочек!

Анастасия Соколова. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

Анастасия Соколова. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

— Что было сложнее всего — объяснять науку на пальцах или представлять воображаемую булочку?

—  Второе, 100%. Немного секретов съемок: напротив меня сидел помощник режиссера и воспроизводил реплики булочки. Это было очень смешно, потому что ты должен объяснять что-то человеку, который мнит себя самой вкусной булочкой в помещении. Как вы понимаете, я не с первого раза смогла записать свои реплики.

— А можете прямо сейчас очень коротко объяснить какой-нибудь сложный научный термин или понятие на булочках?

— Я много работаю с квантовыми точками. Так вот, можно сказать, что квантовая точка — это очень маленькая булочка, вкус которой будет отличаться от такой же булочки, но большего размера. И более того, вкус такой квантовой точки-булочки будет зависеть от ее размера. С квантовыми точками из полупроводников то же самое: когда мы уменьшаем полупроводник до некоторых очень маленьких размеров (порядка нанометров), его физические свойства меняются и начинают зависеть от размера.

Георгий Сизых

инженер физического факультета

Георгий Сизых. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

Георгий Сизых. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

— Как вам вообще идея объяснять квантовую физику на булочках?

—  Идея супер! Главное ― не начать объяснять квантовую физику на электронах.

— Почему решили поучаствовать в проекте?

— Ну, у меня был выбор — поработать или стать звездой. И, как видите, без солнцезащитных очков на меня лучше не смотреть.

— Что было сложнее всего — объяснять науку на пальцах или представлять воображаемую булочку?

— Науку на пальцах объяснять ещё можно, но знаете, тяжело смотреть на булочку, которую не можешь съесть.

— А можете прямо сейчас очень коротко объяснить какой-нибудь сложный научный термин или понятие на булочках?

— Попробуем понять отличие между ньютоновским и эйнштейновскими взглядами на гравитацию. Представьте, что мама забирает вас из садика, и вместо того, чтобы вы пошли домой смотреть мультики, мама тащит вас в «буше» покупать какие-то булки. Это ньютоновский подход. Со стороны «буше» в данном случае на вас действует сила в виде мамы, поэтому вы оказываетесь там. Потом вы повзрослели и осознали смысл булочек. И теперь все ваши маршруты домой проходят мимо «буше». Хотя это совсем не прямой маршрут, но для вас он является оптимальным. Получается, из-за наличия «буше» ваш маршрут до дома изменился, хотя никакой силы в виде мамы на вас уже не действует. Так работает гравитация по Эйнштейну.

Станислав Батурин

ведущий научный сотрудник физического факультета, лауреат программы ITMO Fellowship

Станислав Батурин. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

Станислав Батурин. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

— Как вам вообще идея объяснять квантовую физику на булочках?

— Квантовая физика — это прекрасно, и булочки — это прекрасно. Когда совмещаются любимые вещи — это всегда здорово. Главное не перебрать ни с одним, ни с другим.

— Почему решили поучаствовать в проекте?

— Мне очень нравится идея популяризации науки. Объяснять сложные вещи просто — это всегда вызов. Так что это попытка совместить общественно полезное с собственным ростом.

— Что было сложнее всего — объяснять науку на пальцах или представлять воображаемую булочку?

— Сложнее было представлять булочку. Она отвлекала и хотелось уже скорее добраться до кофейни. А если серьезно, то, конечно же, объяснять.

— А можете прямо сейчас очень коротко объяснить какой-нибудь сложный научный термин или понятие на булочках?

— Некоммутирующие операции — операции, при изменении порядка которых изменяется результат. Например, если сначала испечь круассан и потом его съесть, это далеко не то же самое, если бы мы поступили наоборот. Соответственно, коммутирующие операции — это те, для которых порядок не важен. Например, если съесть сначала пирожное, а потом круассан — это то же самое, что сначала круассан, а потом пирожное.

Антон Козубов

заведующий лабораторией квантовых процессов и измерений

Антон Козубов. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

Антон Козубов. Скриншот из видео проекта «Круассан Шрёдингера»

— Как вам вообще идея объяснять квантовую физику на булочках?

— Безусловно, это отличная идея, как и любые проекты, связанные с популяризацией науки. А возможность попытаться объяснить квантовые эффекты, которые в большинстве своем контринтуитивны, на жизненных, понятных всем примерах ― еще лучше! Такой проект может позволить составить хоть какое-то представление о них куда большему кругу людей, и, возможно, сподвигнуть кого-то к чуть более глубокому изучению тематики.

— Почему вы решили поучаствовать в проекте?

— Так получилось, что благодаря ИТМО это уже далеко не первый проект, в котором я принимаю активное участие. Судя по моему опыту, вместе с командой университета всегда можно сделать что-то действительно классное, так что причин сомневаться в этом проекте у меня, очевидно, не было. Ну и конечно же, не стоит забывать все вышеперечисленное в моем предыдущем ответе. Популяризация — очень полезное и нужное дело, особенно сейчас, когда наука настолько развилась, что многим людям, которые не погружены в нее каждый день, она уже снова начинает напоминать магию, а такого лучше не допускать.

— Что было сложнее всего — объяснять науку на пальцах или представлять воображаемую булочку?

— Объяснять науку на пальцах, однозначно. Когда ты занимаешься наукой, у тебя априори должно быть хорошее воображение, так что в разговорах с вензелем проблем особых не было. А вот найти хорошие и, самое важное, правильные и близкие аналогии для квантовых эффектов — действительно нетривиальная задачка. Проблема в том, что у многих из них нет аналогов в классическом мире, который привычен для нашего восприятия, так что тут пришлось постараться.

— А можете прямо сейчас очень коротко объяснить какой-нибудь сложный научный термин или понятие на булочках?

— Квантовая запутанность — это когда у вас есть две идентичные черные коробки с двумя круассанами. Вы точно знаете, что они разные, но не знаете, в какой коробке какой круассан, пока ее не откроете. Зато когда откроете одну, узнаете не только, какой в ней, но и какой в другой, не открывая ее.

А полностью посмотреть видео, как ученые объясняют сложные понятия на примерах всем знакомых нам вензелей и круассанов, можно, купив выпечку в «буше» (список адресов опубликован здесь) и отсканировав QR-код на коробке. Вместе с исследователями и их напарником вензелем (кстати, его озвучил «Кураж-Бамбей»!) вы узнаете больше о мире квантов и булочек.