Как собирали кейсы
В начале марта ИТМО объявил open call лучших практик использования ML-технологий ― и в частности GPT ― в образовании, исследованиях, тайм-менеджменте и других профессиональных областях. Принять участие и поделиться опытом могли студенты любого университета. В результате организаторы получили более 80 заявок от обучающихся, выпускников и преподавателей из ИТМО и других вузов. Авторы лучших решений представили свои проекты на митапе «ИТМО говорит ChatGPT ― да!», который состоялся на площадке университета 28 марта.
Также в митапе приняли участие директор по стратегическому маркетингу в Яндексе Андрей Себрант, доктор технических наук и декан факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО Александр Капитонов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта в Яндексе Александр Крайнов. Посмотреть запись можно по ссылке.
Прочитайте также:
Обучать других
Геймификация в маркетинге. Выпускник факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Владимир Сологубов использовал нейросети, чтобы облегчить организацию учебного процесса в образовательном клубе Gameclub. Клуб посвящен геймификации в маркетинге и организован на базе проекта Marketorium. Геймификация в этой сфере помогает решать внутренние и внешние задачи: увеличивать продажи, повышать лояльность сотрудников, удерживать клиентов, вовлекать их в жизнь бренда и вызывать эмоции.
Владимир Сологубов создал образовательный клуб совместно со студентом факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Даниилом Бакламенко. Большинство участников — студенты или выпускники программы «Инновационный маркетинг», однако вступить в клуб может любой желающий. Участники могут принести на занятия свой проект или рабочие задачи, с которыми испытывают трудности, и получить обратную связь.
Обычно встречи клуба состоят из двух частей. Сначала проходит общий созвон участников в Zoom, где обсуждаются темы в сфере геймификации. Затем все переходят в Roblox, где в игровой форме проходят обучающие квесты по изученной теме. По словам Владимира Сологубова, самый эффективный способ изучать геймификацию — получать в ней непосредственный опыт, а игры на платформе Roblox как раз дают такую возможность. Платформа считается не очень сложной для новичков и содержит большое количество интерактивного взаимодействия, которое помогает погрузиться в сюжет и, следовательно, в процесс обучения. В процессе игры участники могут понять, какие механики в геймификации работают лучше, а какие хуже, а также соревнуются в общем рейтинге.
После успешного прохождения квеста открываются новые локации с новыми неигровыми персонажами, которые рассказывают основную сюжетную историю. Также участники могут заходить в Roblox в свободное время и проходить дополнительные квесты, которые помогают им заработать монеты для кастомизации своего дома или персонажа.
Как использовал ChatGPT. Обычно создание такой игры в Roblox состоит из нескольких этапов: написание кода, создание общего сценария и локальных сцен внутри игры, описание диалогов и характеров неигровых персонажей. Чтобы сэкономить время, авторы решили эти задачи с помощью чат-бота ChatGPT. Также Владимир использовал нейросеть Midjourney, сгенерировав с ее помощью картинки для комикса, который мог бы пересказать сюжет прошедшей в Roblox встречи. Этот комикс могли прочитать участники клуба, пропустившие встречу, чтобы следить за сторителлингом.
«В прошлых семестрах мы создали город в Miro, где у каждого был свой персонаж, свой дом, а с каждой темой открывалась новая локация. Нам это понравилось, и в этом году мы решили перейти в Roblox и повзаимодействовать с ИИ, чтобы понять, как его можно использовать для создания геймификации. Мы выяснили, что ChatGPT не решит за вас все задачи, но спасает от синдрома белого листа — важно только научиться правильно “разговаривать” с ним. Для этого нужно понять, как размышляет нейросеть и как правильно сформулировать запрос на основе этого. Всего в проекте мы использовали ИИ для решения примерно половины всех задач, при этом каждый ответ ChatGPT мы редактировали», — рассказал магистр факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Владимир Сологубов.
Например, разработчик использовал чат-бот, чтобы написать основной сценарий для игры с героями из мира фэнтези, которые бы давали участникам квесты — простые и связанные с геймификацией. В частности запросы звучали так: «напиши сценарий для мира фэнтези, где команда героев спасает мир от злодея Рутины с помощью геймификации», «придумай 10 персонажей из мира фэнтези», «придумай историю про трактирщика и его дочь для игры в стиле фэнтези», «придумай 10 квестов, связанных с геймификацией, которые будет давать игрокам неигровой персонаж». Владимир «разговаривал» с нейросетью на английском через онлайн-переводчик DeepL.
По словам разработчика, пока инструмент работает не идеально: из 10 базовых квестов и заданий, которые удается сгенерировать с помощью ChatGPT, авторы используют только два, которые вписываются в контекст общей истории. Но применение технологии значительно экономит время: история, которую нужно писать час, с помощью бота можно сгенерировать за 5 минут.
В будущем Владимир Сологубов планирует продолжать знакомство с нейросетями и дальше, а также внедрить в работу платформы 3D-аватары, созданные в нейросети Avaturn.
Прочитайте также:
Мы попросили ChatGPT объяснить самые сложные понятия из квантовой физики. Вот что из этого вышло
Создавать новые продукты
Курс по машинному обучению. Студентка института прикладных компьютерных наук Александра Черк (магистерская программа «Инженерия машинного обучения») создает онлайн-курс «Введение в машинное обучение» для открытого образовательного портала Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Курс состоит из серии обучающих мультфильмов на тему ИИ. Обычно на создание одного видеоролика уходит примерно день, процесс включает в себя несколько этапов: написание сценария, озвучивание, создание визуала.
Как использовали ChatGPT. Чтобы сократить время работы, Александра Черк вместе со студентом факультета систем управления и робототехники Егором Васильевым использовала нейросети и разработала с их помощью образовательный мультфильм «Что такое AI?». ChatGPT помог студентам написать сценарий мульфильма (закадровый текст), озвучить его и даже придумать описание для фоновых картинок. На основе этого описания авторы сгенерировали визуальный ряд для видеоролика с помощью нейросети Midjourney. В результате авторам понадобилось только соединить все составляющие мультфильма в видеоредакторе: сценарий, визуал, озвучку.
Также авторы создали с помощью ChatGPT сайт мультфильма на html: попросили бота написать код, вставили полученный код в редактор кода, немного откорректировали результат и получили готовый сайт.
«Благодаря чат-боту ChatGPT время создания 2-3-минутного ролика сократилось с одного дня до одного часа, а еще мы создали бесплатный сайт мультфильма — это позволило сэкономить время и деньги. Пока мы сделали только один мультфильм с помощью нейросетей, но хотим продолжить этот опыт. Кроме того, с помощью чат-бота ChatGPT можно быстро генерировать идеи и редактировать информацию», — рассказала Александра Черк.
Прочитайте также:
Искать нестандартные решения
Переосмыслить дизайн. По словам выпускника ИТМО, студента Школы дизайна НИУ ВШЭ Валерия Чернова, в предметном дизайне существует проблема проектирования вещей. Нередко предметы создают таким образом, что пользователям не всегда интуитивно понятно, как ими пользоваться. Например, есть легенда о дизайне упаковки порционного пакетика с сахаром, который, по задумке создателя, нужно открывать посередине — но многие люди этого не знают и открывают его сбоку.
Чтобы создавать дизайн вещей понятным для пользователей, Валерий Чернов предлагает использовать вычислительное дизайн-мышление. Этот подход заключается в том, чтобы использовать нейросети в качестве генератора образов. Например, попросить нейросеть с помощью текста описать какой-то предмет, а потом на основе этого описания сгенерировать изображение объекта. Для этого можно использовать нейросети: mini Dalle, MidJourney, Stable Diffusion и другие.
Как использовал ChatGPT. Валерий Чернов провел эксперимент: попросил ChatGPT сгенерировать оригинальное дизайнерское решение ― стул для человека и собаки одновременно. И на основе предложенных нейросетью MidJourney образов разработал собственный дизайн такого стула.
«В дизайне нет как таковых безусловных средств разработки — сами художники и дизайнеры создают различные объекты, которые потом тиражируют и продают. В последнее время в сфере наблюдается большой концептуальный спад — ничего нового в дизайне не происходит. На фоне этого мы с коллегами начинали вести телеграм-канал о проблемах формообразования в дизайне. Когда нейронные сети стали обретать популярность, мы подумали, что с их помощью можно искать новые решения и предложили свой подход», — рассказал Валерий Чернов.
Добавим, что с помощью ChatGPT уже решают и другие задачи в дизайне. Среди них ― подбор цветовых палитр, стилизация рисунка (то есть вида объекта) по заданному брифу и другое. Самый известный пример в русскоязычном сегменте — нейросеть студии Лебедева «Николай Иронов 2.0», которая мгновенно генерирует логотипы.