В марте компания OpenAI представила новую ИИ-модель GPT-4. Это вызвало настоящую бурю не только в IT, но и в других сферах, так или иначе связанных с интеллектуальным трудом. Споры и дискуссии о том, какие профессии уничтожит ИИ и что станет с образованием, если диплом можно сгенерировать в нейросети за 15 минут, идут уже несколько месяцев. Что об этом думают ведущие представители сферы российского образования?
С появлением ChatGPT точно исчезнут такие профессии, как корпоративный юрист, базовые позиции экономистов и технологов, считает основатель и первый ректор НИУ ВШЭ, а сейчас научный руководитель этого университета Ярослав Кузьминов. По его словам, умрут профессии, которые представляют собой не только монотонный труд, но и деятельность, связанную с повторяющимися креативными операциями.
«Кто останется? Останется творческий труд. ИИ может компилировать то, что уже создано, но не может самостоятельно придумывать оригинальные идеи», ― отметил Ярослав Кузьминов.
Тренды образования
По мнению основателя НИУ ВШЭ, высшее образование ждут большие изменения, но дело не только в искусственном интеллекте.
«Один из главных современным трендов ― высшее образование стало массовым, перестав быть доступным только отличникам. Еще 30–40 лет назад в университеты шли 10–12 % выпускников школ. И это ― настоящий вызов для образования: уметь учить не только интеллектуальную элиту» , ― считает Кузьминов.
Во-вторых, не теряют, а только набирают популярность онлайн-курсы. У студентов появилась возможность слушать лекции очень хороших преподавателей, учиться у лучших, находясь при этом в любой точке планеты.
И наконец, третий тренд ― цифровизация учебного процесса, которая потенциально обеспечивает не только контроль, которого раньше не хватало, но и, что важно, позволяет получать прямую обратную связь от студентов. Это позволит корректировать учебный процесс прямо в процессе, увеличить количество студентов, которые будут доходить до конца учебной программы.
Как использовать на благо учебного процесса генеративные нейросети? Сейчас количество накопленных знаний таково, что человеческий мозг не может самостоятельно справиться с их обработкой или потратит на это очень много времени, говорит Кузьминов. И здесь ИИ может стать персональным помощником, который помогает студенту анализировать и обрабатывать большие массивы данных.
Технологический фронтир
Искусственный интеллект, машинное обучение и генеративные нейросети по праву можно назвать одним из главных технологических фронтиров, то есть областей исследований и разработок, которые развиваются взрывными темпами ― пожалуй, даже быстрее, чем все остальные, уверен ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
«Чтобы такой фронтир возник, нужно совпадение двух условий. С одной стороны, запрос большого количества людей на результат. С другой ― наука должна быть способной сформировать ответ и дать этот ответ людям. Если эти вещи совпадают, возникает быстрое развитие», ― сказал он.
В чем же запрос на результаты развития генеративных нейросетей?
По мнению ректора МФТИ, с развитием сферы услуг возник запрос на автоматизацию примитивного интеллектуального труда. С другой стороны, развитие вычислительной техники, способность проводить быстрый анализ большого массива информации дало техническую возможность ответить на этот запрос. По сути, что такое генеративная нейросеть? Это просто интерфейс между человеком и огромным массивом информации. ChatGPT просто по контексту восстанавливает наиболее вероятное сочетание некой последовательности слов. Ничего более. Не стоит приписывать ИИ какие-то особые сверхспособности.
Этика искусственного интеллекта
В России очень мало компаний, которые занимаются развитием искусственного интеллекта, а вузов, которые берут на себя такие задачи, еще меньше, отметил во время дискуссии ректор ИТМО Владимир Васильев. Сейчас тренд в ИИ создают именно корпорации, а не университеты. При этом именно вузы сосредотачивают в себе научную и интеллектуальную базу, поэтому именно они должны становиться полноценными трендсеттерами в сфере искусственного интеллекта.
Но как успевать и оперативно адаптироваться к меняющимся реалиям? Смотреть дальше и шире, в том числе ― не бояться выходить за пределы своей привычной области знаний.
«Система высшего образования действительно плохо адаптируется к резким изменениям. Генерация новых знаний, новых идей, новых технологий происходит слишком быстро. И сама технология становится очень сложной, интердисциплинарной. Например, один из сложнейших вопросов, на который нам придется дать ответ, ― этика искусственного интеллекта. И технарям придется изучать или вспоминать философию, чтобы разобраться в этом», ― уверен Владимир Васильев.
По мнению ректора ИТМО, в современном мире система высшего образования должна развиваться в сторону персонализации. И ИТМО ― именно тот университет, который уже движется по этому пути. «Наша задача на следующие годы ― создать массовое качественное образование, основанное на персональных треках», ― подчеркнул ректор Первого неклассического.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проходит в Петербурге с 14 по 17 июня. В мероприятиях ПМЭФ-2023 принимают участие более 17 тысяч человек из 130 стран. В этом году на форуме запланированы встречи с представителями деловых сообществ Китая, Индии, Бразилии, Кыргызстана, государств Латинской Америки и стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В ходе ПМЭФ-2023 пройдет свыше 140 мероприятий в различных форматах, в том числе пленарное заседание, панельные сессии, круглые столы, дискуссии, деловые завтраки, дебаты и питч-сессии.