Точка сопряжения — человек
На выставке представлены работы восьми художников, инструментами и материалами для которых выступают новые технологии, аналоговые устройства и объекты привычного для нас материального мира. Так, частью инсталляций становятся VR-гаджеты, датчики захвата движений и приборы, улавливающие ультразвук, а также телевизоры и наушники. С их помощью можно открыть новые возможности для взаимодействия с умными устройствами и расширить представления человека о его месте в цифровой реальности.
«Точку соприкосновения идей проектов Центра Art & Science и Яндекс Музея мы увидели в самом человеке. Согласно основной идее экспозиции, наше тело — инструмент для сбора информации о мире, которую мы после обрабатываем внутри головного мозга. В свою очередь технологии также используют специальные сенсоры, которые передают им представления об окружающей реальности, а затем они обрабатывают полученные данные цифровым мозгом. Именно это по задумке кураторов делает нашу сенсорную систему схожей с машинной», — объясняет куратор выставки Христина Ост.
По словам организатора, проекты также работают с ощущениями человека, расширяя возможности тела. Искусство показывает, как технологии позволяют делать то, что изначально людям не под силу.
Новые границы сенсорного восприятия
Придать визуальную форму информационному шуму и показать, как он изменился за последние десятилетия, попытались авторы инсталляции «BREAK-IN». На экранах трех осциллографов (приборы для записи, измерения и отображения электрических сигналов) в режиме реального времени происходит процесс визуализации аудиосигнала, транслируемого компьютером. Звук также поступает в присоединенные к устройствам наушники. В случайном порядке проигрываются 60 оригинальных аудиофрагментов разной длительности и эмоциональной окраски. Так посетителю удается одновременно услышать и увидеть информационный шум и попытаться распознать, какие чувства и мысли эти звуковые и визуальные образы вызывают. При создании композиций использовались как сгенерированные нейросетями аудиофайлы, так и архивные записи радиопереговоров, телефонных звонков и полевые записи.
«В основе концепции работы лежит идея о том, что информационные сети, переполненные данными и сформировавшие сложную структуру, из посредника в передаче информации превратились в активного участника коммуникации и сами начали транслировать новую информацию. Посетители выступают в роли исследователей, пытаясь понять, есть ли какой-то смысл в этих новых данных», — говорит Александр Погребняк, медиахудожник, фотограф, инженер, победитель всероссийского конкурса Science.Technology.Art.
Название инсталляции «BREAK-IN» можно перевести с английского как «взлом или несанкционированное подключение». Задумка авторов в том, чтобы попытаться посмотреть на феномен информационного шума изнутри самого явления.
Попробовать «взломать» систему наших представлений о собственном теле предлагает автор другой работы — «Зазеркалье». Инсталляция представляет собой имитацию зеркала, в котором отражается не сам человек, смотрящий в него, а его цифровой аватар. Собран экспонат из компьютера, сенсора захвата движений и экрана. Для «примерки» посетителям доступны пять аватаров: человек, написанный двоичным кодом, робот, волк, стул и абстракция.
«У аватаров есть цифровой скелет, который в режиме реального времени анимируется программой, копирующей движения пользователя, что и создает эффект отражения в зеркале. С помощью этой работы я хотела показать, что наше тело само по себе не переносится в виртуальную реальность, а, как и все в компьютере, трансформируется в информацию, написанную двоичным кодом, и лишь после принимает любые формы», — рассказывает о механизме работы инсталляции Вероника Кислова, медиахудожница, студентка магистратуры Art & Science ИТМО.
Проект «AcCord» в свою очередь позволяет узнать, как воспринимает окружающий мир человеческий эмбрион. Для этого нужно прикоснуться к имитирующей пуповину мультимедийной установке. Инсталляция представляет собой композицию из гофрированных трубок, светящихся изнутри и пропускающих звуковые вибрации.
«Как только человек подходит к фронтальной части пуповины, инфракрасный датчик улавливает движение и запускается четырехминутный свето-звуковой сценарий. Каждая из его частей рассказывает о разных этапах развития эмбриона: от первого сердцебиения до рождения. Вибрации на кончике пуповины имитируют ритмы сердцебиений матери и ребёнка, а аудиокомпозиции, в которых также использованы звуки, улавливаемые человеком под водой, погружают в звуковую среду, схожую с той, что воспринимает эмбрион. Проект — это размышления не только о жизни и смерти, но и о важности женщины в обществе», — отмечает интердисциплинарный художник, выпускник магистратуры Art & Science ИТМО, лауреат премий «Таврида» и ASTA Данила Логвиненко.
Выставка продлится до 12 июня. В будни познакомиться с экспонатами можно самостоятельно, в выходные экскурсии для гостей проводят кураторы экспозиции. Вход — бесплатный. Для посетителей также запланирована образовательная программа. На площадке пройдут лекции, воркшопы и дискуссии на тему современного искусства. Программа опубликована на сайте мероприятия.