Как строится работа в Акселераторе ИТМО
Набор в Акселератор проходит два раза в год, поучаствовать в нем могут не только студенты и сотрудники ИТМО, но и внешние проекты и команды. Программа длится три месяца: в это время участники слушают лекции по бизнес-стратегиям и маркетингу, участвуют в воркшопах, общаются с трекерами и потенциальными заказчиками. В конце они представляют свои результаты на Demo Day перед предпринимателями, инвесторами, экспертами, в том числе представителями банка «Уралсиб», «Яндекс Практикума», MTS StartUp Hub и венчурного фонда Kama Flow. Всего Акселератор сотрудничает с представителями более 25 индустриальных партнеров и 20 венчурных фондов. Это «Лента», «ВкусВилл», «Газпром нефть», МТС, Yandex Cloud Boost, инвестиционно-венчурный фонд республики Татарстан и другие.
Ежегодно через программу проходит более 140 стартапов.
«Многие наши партнеры называют Акселератор ИТМО кузницей новых стартапов. И это очень важная характеристика: к сожалению, в последнее время сложилась ситуация, что на все крупные питч-мероприятия в стране ходят авторы одних и тех же проектов. Нам удалось решить эту проблему: 2–3 раза в год мы стабильно поставляем рынку новые стартапы», — рассказала заместитель директора технологического парка ИТМО Олеся Баранюк.
Для этого Акселератор ИТМО начинает работать с проектами еще на стадии идеи: помогает начинающим предпринимателям собрать команду и в течение трех месяцев дойти до MVP (прототипа) или первых продаж. Трекеры еженедельно проводят воркшопы и семинары, посвященные разным аспектам запуска стартапа: разработке продукта, маркетингу, продажам, поиску инвесторовов. Также участники получают доступ к офисным помещениям, оборудованию, ПО и другим ресурсам Технопарка ИТМО.
Например, запустить проект с нуля в этом сезоне Акселератора ИТМО смогла команда стартапа ProBuddy. Его авторы разработали автоматическое ПО для разметки изображений, которое без потери качества позволяет быстро и безопасно размещать данные. Сейчас команда тестирует решение в компании IREX для автоматического определения людей на изображениях.
«В одном чате стартаперов я увидела объявление об Акселераторе ИТМО. У меня как раз была идея для проекта, и я решила податься. В Акселераторе мы прошли путь от идеи до тестирования первого MVP. Здесь я просегментировала целевую аудиторию, определила фокусную группу, сформировала гипотезы на custdev и провела его среди 48 респондентов, подтвердила свои гипотезы и собрала фокус-группу на тестирование. Дальше я планирую собрать второй MVP, открыть продажи и выйти на окупаемость стартапа за 4 месяца», — рассказала соосновательница проекта Светлана Римш.
Также участникам Акселератора ИТМО помогают привлечь инвестиции. Одна из самых популярных программ поддержки студенческого предпринимательства — «Студенческий стартап». Программу реализует Фонд содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». С ее помощью в этом году 55 студентов ИТМО получили по миллиону рублей на развитие своего стартапа. Чтобы максимально соответствовать требованиям конкурса, Акселератор ИТМО помогает студентам довести свою идею до прототипа, посчитать экономику, «упаковать» проект.
Прочитайте также:
55 студентов ИТМО получили по миллиону рублей на развитие собственных стартапов
«Выживаемость проектов выше»
Также после окончания акселерационной программы в университете команды могут продолжить развиваться уже в корпоративных акселераторах. Например, сейчас ИТМО сотрудничает с фондом Startup Lab, инкубатором Agama.run, Startup Drive ― все они заинтересованы в том, чтобы приглашать выпускников Акселератора ИТМО.
«Студенческие акселераторы дают прямой доступ к новым идеям и технологиям на ранней стадии, участвуют в развитии инноваций. Поэтому мы заинтересованы привлекать стартапы из ИТМО в акселератор Startup Drive, где мы запускаем пилоты и помогаем находить первых клиентов. Наши участники получают доступ к ресурсам и экспертизе компании, в том числе к технологиям, данным и клиентам», — рассказал руководитель акселератора Startup Drive от «Газпром нефти» Максим Онищенко.
Участие в корпоративных акселераторах также помогает повышать «выживаемость» стартапов, добавляет Олеся Баранюк. Как свидетельствуют результаты недавнего опроса выпускников Акселератора ИТМО 2021–2023 годов, 70% их проектов продолжают работу.
Как прошел Акселератор ИТМО в этом сезоне
В этом сезоне на участие в Акселераторе подали 450 заявок, из них прошли отбор 56 проектов. 19 команд представили свои проекты на Demo Day перед членами жюри, в состав которого входят инвесторы и представители технологических компаний России. В этом году в их числе оказались и новые партнеры — MTS Startup Hub, HIVE (Beeline), венчурный фонд Kama Flow.
Победителями стали три стартапа. Они получили деньги на консалтинговые услуги (например, консультацию по расчету финансовой бизнес-модели, «упаковке» продукта, подготовке презентации для инвесторов) от Центра трансфера технологий Университета ИТМО».
Первое место занял проект «Предиктивная сенсорика» — он представляет собой систему предиктивной диагностики параметров смазочных материалов на основе искусственного интеллекта. Система синхронизируется с базой данных сервисного обслуживания и своевременно информирует владельца о состоянии смазочных материалов. В течение трех месяцев команда сможет бесплатно разместиться на стартап-чердаке — офисе Технопарка ИТМО для студентов с коворкингом и переговорками.
Второе место досталось проекту Xenia.AI — голосовому ИИ-ассистенту для автоматизации собеседований. Программа генерирует вопросы для кандидатов, проводит интервью, а также оценивает ответы — рекрутеру остается выбрать сотрудника из списка лучших.
Третье место занял стартап Umap. Его основатели создают сервис для цифровой навигации на выставках, форумах, фестивалях, в университетах и другие технологии для организации мероприятий.
Другие участники акселерационной программы также получили специальные призы от партнеров Акселератора ИТМО. Команда Teamcheck, которая развивает сервис управления удаленными командами нового поколения, выиграла грант на 400 тыс. рублей от Yandex Cloud Boost. Команды UMAP, Xenia.AI, Teamcheck и Эксперт HR получили по 50 тысяч рублей от MTS StartUp Hub на использование рекламной платформы «МТС Маркетолог».
«Мы в Акселераторе ИТМО гордимся возможностью поддерживать молодых предпринимателей на всех этапах развития их проектов. Наша программа направлена на то, чтобы помочь участникам не только доработать уже существующие идеи, но и воплотить в жизнь совершенно новые стартапы. Мы предоставляем не только ресурсы и инфраструктуру, но и поддержку наставников и помощь в сборе команды. Особо приятно отметить, что лучшие проекты по окончании программы получают значительные призы, что является мощным стимулом для дальнейшего развития их стартапов. Мы уверены, что вместе мы сможем создать условия для появления новых технологических лидеров и инноваций», ― рассказал директор центра «Акселератор» Алексей Соломатин.