По словам заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Григоренко, который также принял участие в дискуссии, чтобы превратить данные в ценный для бизнеса экономический ресурс на уровне государства, необходимо обеспечить сбор, обработку и защиту информации, а также равный доступ к ней всему населению России. И важнейший шаг к достижению этой цели — подготовка достаточного количества кадров в сфере IT.
Однако нехватка специалистов — это не единственная проблема индустрии. Как отметила Дарья Козлова, зачастую корпорациям приходится «доучивать» молодых ИТ-специалистов после приема на работу. Вузы не успевают «перестроить» программы под запросы стремительно меняющегося рынка, и их выпускники приходят к работодателям без необходимых знаний и навыков. Поэтому крупные компании все чаще открывают образовательные центры и разрабатывают собственные программы обучения. Но, подготовка высококлассных экспертов возможна только при взаимодействии вузов и бигтеха — в условиях совместной разработки учебных треков. И это касается не только знаний и навыков, но и данных. Обучение на «заданиях из учебников» уже не эффективно. Чтобы студенты еще в стенах вуза научились решать реальные коммерческие задачи, им необходимо работать с актуальными данными — очищенными, структурированными и проверенными. А предоставить эти «учебные материалы» могут лишь сами бигтехи.
«Процесс обучения IT-специалистов можно сравнить с подготовкой спортсменов. Сборную страны формируют не из случайных людей, которые тренируются сами по себе, а из талантов, пришедших в спорт осознанно. Бигтехи помогают университетам готовить будущих сотрудников по такому же принципу. Фокус делается не на десятках тысяч ребят, которые разбираются в ИТ, а на сотне или тысяче — тех, кто войдет в условную “сборную страны” по разработке передовых технологий. Индустрия заинтересована в подготовке супер элиты, которая будет работать над технологиями будущего — для этого в вузах должны преподавать топовые специалисты. Однако с появлением новых задач перед бигтехами большинство экспертов из университетов ушли в корпорации. Сейчас важно вернуть их в систему образования, чтобы они могли делиться актуальными знаниями и опытом работы с реальными технологическими кейсами», — отметила первый проректор ИТМО Дарья Козлова.
Один из участников дискуссии, президент группы компаний «Аквариус» Владимир Степанов, также обратил внимание, что в программе нового нацпроекта сделан акцент на подготовке разработчиков ПО. Однако сейчас в условиях перехода с импортных комплектующих электроники на российские важно повысить престиж профессии инженера, так как нехватка кадров наблюдается и в этой сфере. Иначе «айтишникам» попросту будет не на чем работать.
Вместе с задачей сбора и обмена данных встает и другой важный вопрос: как их использовать? Дарья Козлова на примере университетов подчеркнула, что не все готовы сейчас работать даже с собственными внутренними данными – а ведь это может открыть новые возможности для повышения качества обучения. Так, с их помощью можно выстраивать индивидуальные, максимально эффективные образовательные треки для той самой «сборной страны», которую хочет видеть у себя бигтех. Кроме того, в будущем также возможно создание рекомендательной системы для поддержки принятия решений школьников и студентов.