Естественный VS искусственный свет
У архитекторов-светодизайнеров есть две концепции, как стоит освещать памятники архитектуры. Согласно первой, при работе с объектами культурного наследия использовать искусственный свет нужно по минимуму, так как он искажает подлинный облик постройки. В этом свете мы не видим здание таким, каким его задумал архитектор: многие шедевры архитектуры создавались еще до появления электричества, а значит и проектировались без учета этого фактора. Есть и другие аргументы: из-за искусственного света быстрее меняется цветопередача колористики фасадов. И наконец, с помощью яркого освещения можно манипулировать впечатлениями зрителя и перетягивать внимание на конкретные детали, не позволяя увидеть картину целиком.
Сторонники второй концепции уверены: сегодня сложно представить, что шедевры вроде Акрополя, Нотр-Дама де Пари или Зимнего дворца останутся совсем без освещения. Эти и другие памятники архитектуры привлекают миллионы туристов ― и далеко не все могут посетить достопримечательности днем. Мы уже привыкли к равномерной освещенности во всех крупных городах, и довольно странно оставлять исторические объекты темными пятнами на карте. И в конце концов, грамотное освещение может не навредить историческому облику, а напротив ― создать уникальный образ постройки и вызвать дополнительный эмоциональный отклик у зрителя.
Как менять пространство с помощью света
Свет ― далеко не только утилитарный инструмент, который решает формальные функции: делать объекты заметными в темноте. Для архитекторов и дизайнеров ― это один из основных элементов выразительности. С помощью света можно менять облик пространства или придать объекту совершенно новый характер. Этими принципами пользовались еще архитекторы прошлых столетий.
До массового использования привычных нам искусственных источников света дизайн световой модели здания создавался с учетом того, как свет менялся в течение дня:
- откуда он поступал: с севера, юга, запада или востока;
- насколько был интенсивным: солнце поднималось и опускалось к горизонту или было в зените;
- какого был оттенка: теплого, холодного или окрашенного в закатные цвета;
- каким по продолжительности был световой день.
В зависимости от этого создавался сценарий движения света — как и в какой момент он менял пространство. Это позволяло «наслаивать» друг на друга свет с севера и с юга, теплый и холодный, дневной и закатный. За счет этого образ постройки становился более объемным, был разным в разное время суток и при разных погодных условиях.
«Свет представлялся живым. Но главное — учитывалось, что он неоднороден и неравномерен. Естественный свет — это множество проекций волн разных длин и оттенков. При этом свет падает не только сверху вниз, но и сбоку. Свет — это траектория движения. И архитекторы могут скорректировать эту траекторию для достижения определенных целей. Например, “подсветить” картину в музее или икону в храме», — отмечает кандидат архитектуры, профессор МАРХИ Олег Явейн.
Световую модель пространства конструируют с помощью двух основных инструментов: окон на стенах и окон на крыше или чердачных помещениях. Такие окна архитекторы еще называют «фонарями». Они могут быть не только привычной округлой или квадратной формы, но и в виде пирамид, конусов и других фигур. Кроме того, фонари можно компоновать для нужного эффекта рассеивания света.
Сейчас большинство российских архитекторов создают макеты реконструкций объектов культурного наследия с внутренним и наружным искусственным освещением. Однако при реконструкции Главного штаба Эрмитажа в начале 2000-х дизайнеры пошли иным путем. Они продолжили традиции Росси и работали с естественным светом. По словам одного из авторов проекта, старшего партнера архитектурного бюро «Студия 44» Никиты Явейна, так им удалось сохранить один из главных музейных принципов — картины должны видеть небо — и создать особое «эмоциональное» настроение в каждом зале.
Не навреди: как правильно работать с искусственным светом
Чтобы проект освещения архитектурного памятника был успешным, архитекторы-светодизанейры соблюдают несколько принципов:
Работают в соответствии с нормами национальных правовых документов. В них установлены допустимые технологии установки оборудования и интенсивность освещения.
Разрабатывают общую концепцию освещения объекта. Свет должен распространяться по всей постройке равномерно. Акценты же расставляют в зависимости от значимости той или иной части. Но главное — все световые решения объединяет общая идея;
Учитывают много факторов. Выбирая наиболее эффективные инструменты реализации идеи, дизайнеры обращают внимание на саму концепцию и стиль проекта освещения, а также какую силу света, мощность, спектр и его насыщенность, динамику позволяет создать оборудование. Не обходят стороной и такие параметры, как яркость света от источника, световой контраст объектов и среды, условия взаимодействия световых потоков и их направления, время восприятия зрителями объекта, световую адаптацию и приемы освещения.
«Вписывают» объект в среду. Здесь прежде всего важно не навредить. Слишком яркий свет создает помехи не только людям, но и животным ― особенно птицам.
Сохраняют «память» места. Максимально реконструируют оригинальные объекты памятника, а не создают новые.
Постоянно присутствуют на месте реализации проекта. Это позволяет исправить ошибки на ранней стадии.
Одна из главных проблем архитекторов-светодизайнеров сегодня — пересвеченность городских построек. Так как нет установленного критерия максимальной яркости для зданий, часто свет на современных домах делают значительно ярче, чем на объектах культурного наследия. И на фоне таких чрезмерно светящихся построек памятники архитектуры «теряются». Решением этой проблемы мог бы стать разработанный властями общий план освещения города.
Среди других частых ошибок современных проектировщиков кандидат архитектуры, делегат Института дизайна и урбанистики и руководитель международной лаборатории светового дизайна городской среды ИТМО Наталья Быстрянцева называет ориентацию в дизайне на объект, а не человека. Зачастую проекты создают без учета точек восприятия постройки зрителем. В итоге объект освещается сам для себя.
«Светодизайнер режиссирует путь знакомства человека с архитектурным памятником. Важен каждый шаг зрителя: здесь он может пройти чуть медленнее, чтобы вглядеться в детали, здесь — чуть быстрее, а вот тут остановиться и сделать фото. Мы должны это предвидеть. И в зависимости от этого сценария создавать световую модель и использовать в каждой точке пространства свои инструменты. Мы конструируем впечатления для зрителя и создаем комплексное впечатление от увиденного. Это своеобразный фильм, героями которого становимся мы сами», — подчеркивает руководитель международной лаборатории светового дизайна городской среды ИТМО Наталья Быстрянцева.
Материал подготовлен на основе дискуссии «Архитектура и свет. Создание светового образа и сохранность объектов культурного наследия». Спикерами выступили кандидат архитектуры, ведущий российский эксперт в области проектирования и модернизации световой среды городов и уникальных архитектурно-пространственных объектов Наталья Быстрянцева, всемирно известные итальянские архитекторы-светодизайнер, основатели компании Lighting Design-Workshop Роберто Коррадини и Марко Паланделла, главный энергетик Государственного Эрмитажа Александр Исаев, руководитель, основатель, старший партнёр архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн и кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института Олег Явейн. Дискуссия прошла в рамках первого международного форума «Свет для человека». Мероприятие объединило более трех тысяч человек со всего мира. Участие в лекциях, дискуссиях и воркшопах приняли более 100 спикеров из ближнего и дальнего зарубежья.