ИИ — инструмент бизнеса, а не дизайнера
Рынок веб-дизайна в России переживал расцвет в середине 2000-х. Бизнес осваивал интернет, и были нужны специалисты, которые будут создавать цифровую «витрину» для продуктов. В последующее десятилетие спрос на них только рос. Появлялись цифровые сервисы и мобильные приложения, компании активно вели соцсети — а при их создании и «обслуживании» тоже не обойтись без дизайнеров. После 2015-го количество цифровых продуктов выросло еще больше, и они стали усложняться ― на этой волне появился спрос на продуктовых дизайнеров, которые смогли бы обеспечивать постоянную, бесперебойную работу пользовательских сервисов.
В этот период дизайнеры всё чаще стали решать типовые задачи ― например, сверстать фотогалерею из материалов заказчика по установленному стандарту. Изобретать что-то новое и оригинальное требовалось всё реже. Чаще всего необходимо было взять уже готовые, стандартные решения и создать их новую визуальную интерпретацию под конкретный бизнес-запрос.
В последние годы спрос на рынке дизайна стал падать: на это влияет и общая экономическая ситуация в мире, и, конечно, популярность ИИ-технологий. Чтобы выжить, бизнес стал оптимизировать рабочие процессы ― экономить и делегировать как раз такие типовые задачи нейросетям. И в ближайшие годы, скорее всего, эта тенденция сохранится: ИИ продолжит «отбирать» у дизайнеров стандартную работу. Но на место типовых задач придут проблемы, которые нейросети пока решить не в состоянии.
Теперь основой работы дизайнеров станут вопросы, у которых нет готовых ответов. Чтобы решать такие проблемы, нужно будет создавать что-то новое ― чаще всего, на стыке нескольких областей дизайна и даже других специальностей. Это изменит ― и уже меняет ― фокус и инструментарий работы дизайнера: от таких специалистов будет требоваться другой набор навыков.
Сеньорность — главное качество дизайнера эпохи ИИ
И один из главных таких навыков ― «сеньорность». Я называю этим понятием умение увидеть проблему, сформулировать ее и найти решение за счет синтеза подходов и инструментов разных областей знаний или преобразования самой проблемы.
В моем понимании, чтобы обладать «сеньорностью», у дизайнера должна быть:
а) его центральная специальность, в которой он владеет глубокими знаниями,
б) обширный «профессиональный кругозор» — более поверхностные знания в других областях.
Например, такой дизайнер может быть специалистом в UX/UI, но также разбираться в брендинге, айдентике, обладать базовыми навыками программирования и работы с нейросетями. Сеньоры могут работать с продуктом на всех уровнях, ставить отдельные задачи узким специалистам и собирать полученные от них «части» решения воедино. Как правило, у сеньоров большой опыт работы, причем в разных компаниях и на фрилансе, с разными типами продуктов и, возможно, даже в разных странах. Такой дизайнер должен пройти классический путь от junior к middle и, наконец, до senior.
Но сегодня, когда бизнес делегирует типовые задачи уровня junior нейросетям, у новичков нет возможности развиваться по стандартной траектории. В новой реальности трансформируется и сама концепция сеньора, воспитывать сеньорность в дизайнерах нужно уже с первых этапов обучения.
Фото: Анастасия Кечина / Медиапортал ИТМО
Экспертность будущему сеньору даст ИИ. С помощью нейросетей дизайнер будет получать ответы на возникающие в процессе работы над проектом вопросы, повышать осведомленность в этих областях. Поэтому сейчас важно не бороться с нейросетями, а научиться эффективно ими пользоваться.
Однако, чтобы стать по-настоящему востребованным специалистом, этого еще недостаточно. Будущие сеньоры должны также обладать широким набором знаний в разных сферах, уметь работать в условиях крайней неопределенности, в составе междисциплинарных команд и собирать продукт, объединив подходы и инструменты разных специальностей. Стоит понимать, что их основным инструментом будет не ИИ, а когнитивные инструменты, дизайн-мышление и широкие, применяемые в разных сферах методологии и технологии. В работе такие специалисты должны будут делать акцент на оригинальности и индивидуальности, а не универсальности.
Как воспитать в себе сеньора
В первую очередь стоит понять, что учиться и узнавать что-то новое придется всегда. Без постоянного развития, оттачивания уже имеющихся навыков и обретения новых невозможно стать профессионалом. Также стоит работать над своим мышлением: осваивать когнитивные техники, методики работы с информацией, поиска решений, личного тайм-менеджмента.
То есть имеет смысл прокачать навыки в таких профессиональных направлениях:
- дизайн-проектирование,
- моушен-дизайн,
- цифровая айдентика,
- цифровой брендинг,
- основы менеджмента,
- основы работы с нейросетями с разным функционалом.
В ближайшие годы трансформируется и система дизайн-образования. В будущем дизайнерам нужно будет осваивать не только инструменты, например, программы по типу Figma, Adobe Illustrator, Adobe InDesign, но и понять систему дизайн-мышления. Поэтому спрос на классическое университетское очное образование, скорее всего, будет только расти.
Фото: Анна Виноградова / Медиапортал ИТМО
Материал подготовлен на основе лекции преподавателя Bang Bang Education, сооснователя мастерских «ОСНОВА» и автора телеграм-канала Moloko++ Сергея Гурова «Будущее дизайна и роль дизайнера в меняющейся индустрии». Встреча со спикером прошла в рамках цикла лекций, организованного сообществом ITMO Product Design Community факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО. Цель проекта — создать комфортную среду для коммуникации студентов с практикующими дизайнерами. Встречи с экспертами проходят раз в месяц. Следить за анонсами мероприятий можно в телеграм-канале сообщества.
